Операция “Гамбургер”

Проблема еды была одной из самых острых. Так как продукты поставляли в города централизованно, было налажено и их централизованное распределение. Жители городов отвыкали от домашнего застолья. Их приучали пользоваться столовыми и “распределителями”. Столовые создавались повсюду – от промпредприятий до Кремля.

Проблему решали в промышленных масштабах. Для государства было важно, насколько еда является питательной и соответствует санитарным нормам. Так, согласно теории Маркса, будет оптимально воспроизводиться рабочая сила.

При общем достатке продовольствия производство еды в СССР к началу тридцатых годов значительно отставало от потребностей едоков. Сказывалась техническая отсталость индустрии.

Первым опытом стала фабрика-кухня – предприятие, где заготавливали полуфабрикаты, работали цех готовой продукции, столовая и банкетный зал. Предполагалось, что здесь будут завтракать, обедать и ужинать тысячи людей, живущих и работающих поблизости. В такой фабрике невкусно обедал перловкой великий комбинатор Остап Бендер из “Золотого теленка”.

Но этого было мало. “Работать приходилось на устарелом, изношенном оборудовании отсталых, построенных десятки лет назад предприятий… Мы имели, строго говоря, не пищевую промышленность, а пищевой промысел, доставшийся нам от старой России”, – писал Микоян.

За три месяца делегация объехала все штаты. Микоян посещал заводы и театры, спортивные матчи и праздники. Он смотрел, какую еду предпочитают простые американцы. Изучал, как и из чего она сделана. Он занимался трансфертом технологий. Результаты его работы мы едим до сих пор.

Делегация привезла образцы аппаратов для производства гамбургеров. Но наладить их выпуск не успели – началась война. “Хамбургер” стал “микояновской котлетой”.

В Нью-Йорке делегация отобрала разные сорта мороженого. Из них пломбир сливочный и молочный, крем-брюле, эскимо, ванильное, фруктовое были рекомендованы для производства в СССР. В Чикаго Микоян ознакомился с технологией производства майонеза, ставшего потом майонезом “Провансаль”. В магазинах он отметил хлеб стандартных образцов. Тоже пригодилось. В 30-годах XX века промышленным хлебом питалась всего треть городского населения СССР. В итоге в каждом крупном городе страны появились собственные хлебозаводы. Лицензию на производство кока-колы купить не удалось. Но “приехали” сгущенное и сухое молоко…

Всё закупленное можно разделить на три части: 1) холодильная техника, которая модернизировала заготовку и хранение пищевых продуктов; 2) консервное производство; 3) конвейерное производство полуфабрикатов. В итоге Анастас Иванович создал советский общепит, который живет до сих пор в ГОСТах и санитарных нормах СНГ, в том числе в РК.

Создание пищепрома решало другую важную экономическую задачу: освободить женщин от бытовых забот. Из всех домашних дел больше всего времени у женщин занимает приготовление пищи. Убрав эту обузу, можно было направить трудовую активность слабого пола на строительство коммунизма.

Такое элегантное решение в духе идей Маркса привело к тектоническим изменениям в экономике. Одним махом рынок труда в СССР был увеличен в два раза. Появились ресурсы для всесоюзных строек. Сам труд стал дешевле, экономически эффективнее. Что и стало основой для промышленного подъема страны…

В Казахстане реализуется множество программ развития экономики. Из тех, что на памяти: “30 корпоративных лидеров”, ФИИР, “Развитие АПК”, “Национальные чемпионы – лидеры конкурентоспособности”, “Нұрлы жол”, “Стратегический план развития РК до 2020 года”, “Программа развития образования”, “Саламатты Қазақстан”, “Занятость-2020”, “Дорожная карта бизнеса-2020”. Все это нужные программы, на которые надо тратить деньги и энергию.

Потратили.

Однако между собой они никак не были связаны. Развитие образования не учитывает результаты “Дорожной карты занятости”. Развитие АПК слабо пересекается с “Национальными чемпионами”. “Саламатты Қазақстан” не отражает интересы “Корпоративных лидеров”.

Впечатление, что все эти документы создавали не в одном правительстве, а в разных странах. Настолько их цели не совпадают между собой. Более того, в некоторых программах по-своему решаются непрофильные задачи.

Питание рабочих – самая простая проблема, решается просто: поставил столовую – и забыл. Жилье для людей – это дело самих работников или акимата. Отдых и восстановление – пожалуйста, за свой счет. Образование – дело государства. Наличие детских садов – здесь акиматы предоставлены сами себе. Некоторые предприятия занимаются лишь профессиональным обучением рабочих. Не более…

Все это задачи одной сферы – развития человеческих ресурсов. Или HR. Его уровень отражает отношение к главному ресурсу – людям, которые работают на заводах и фабриках. Иначе говоря, единого отношения к простому человеку нет. Он поставлен в такие условия, что работает не за идею и светлое будущее, а потому, что хочет кушать. Точка.

В таких условиях человек склонен к агрессии. Им легче управлять палкой, нежели словом. Скатиться на этот уровень легко. Потом мы говорим: какие люди у нас примитивные, злые, гадят где попало, не верят никому. Развивать человека очень тяжело. На это надо потратить много сил, времени и денег. Ну и правильных идей. Которые можно реализовать.