Опасные пляжи

В минувшую пятницу в редакции раздался звонок. Читатели предложили нам… прогуляться на Капшагай!

Алматинцы, посетившие в выходные дни частные пляжи водохранилища со стороны поселка Жетиген Алматинской области, попросили нас разобраться: за что их владельцы берут за въезд деньги (от 500 до 1500 тенге), если платные места отдыха такие же грязные, как бесплатные?

– Сборщики денег целый день пропускали машины на пляж, и дошло до того, что люди стали спотыкаться друг о друга, а машины просто некуда было ставить, – поделилась впечатлениями алматинка Жанар. – При этом грибков на пляже – штук десять, деревянный туалет за забором – один на всех. Мусорных контейнеров мало, повсюду валяются арбузные корки и пластиковые бутылки. И за эти “удобства” с нас содрали тысячу тенге!

Плати и смотри!

На Капшагай мы отправились в понедельник. Въезд на территорию частных пляжей преграждали шлагбаумы или натянутая веревка. Наша просьба осмотреть пляж вызвала непонимание охраны: “Платите, потом смотрите… “.

Фотографируем издалека. “Здесь нельзя снимать!” – пытается помешать нам секьюрити.

Едем дальше – опять платный пляж. Поток машин с отдыхающими не прекращался ни на минуту. “Барахолка не работает, вот люди и едут отдыхать”, – пояснили охранники. Но на территорию пляжа без оплаты нас и здесь не пустили.

Еще один закрытый пляж. Кроме шлагбаума и песка, здесь больше ничего нет, лишь один переполненный мусорный контейнер. Въезд – 500 тенге.

Следующий пляж. В глаза бросились… идеальная чистота и порядок. Узнаем: здесь отдыхают военные, а вот гражданских сюда не пускают!

Босиком ходить опасно!

Заглянули мы и в город Капшагай. Такого количества мусора мы не видели в этих местах давно! Мусорные свалки начинаются за сотню метров от прибрежной полосы – зловонный запах, полчища мух и различных насекомых. Вдоль берега установлены мусорные контейнеры, но все они переполнены. Ощущение такое, что порядок здесь не наводили давно. Пейзаж дополняет мутная вода, в которой плавает невесть что. На этом фоне как-то странно выглядят белоснежные юрты, в которых открыты кафе. Интересно, а где их владельцы берут воду для мытья посуды?

Но самое страшное – песок, усеянный мелкими осколками разбитых бутылок. Местные жители нас вовремя предупредили: в воду лучше заходить в сланцах или… закрытой обуви! На дне тоже много стекла и других опасных предметов.

– Дети постоянно бегают на пляж, режут руки-ноги, – рассказывает жительница города Капшагая по имени Алия. – Один мальчик нырнул, наткнулся на острие бутылки и порезал лицо. Такого безобразия никогда раньше не было!

Мы проехали вдоль городского побережья. Там, где находятся частные зоны отдыха, пляжи огорожены. А дальше – уже знакомая картина. На каменистом участке пляжа – гигантский мусорный полигон.

Арендаторам пляжей законы не писаны

Надо сказать, в этом году многие зоны отдыха заброшены и представляют собой жалкое зрелище. Те, кто по-прежнему работает, всеми силами спасают территорию от засухи и пытаются ее благоустроить.

– За выходные дни вывозим примерно 60–70 (!) тонн мусора, шеститонка объезжает все улицы городских зон каждый день, – говорит начальник ГККП “Туризм и зоны отдыха” Женисбек КУТАНБАЕВ. – Городские пляжи Капшагая к нам не относятся.

А кто должен наводить порядок на местных пляжах? С этим вопросом мы обратились в санитарно-эпидемиологическую службу города Капшагая.

– В этом году территория городского пляжа отдана в аренду и поделена между предпринимателями, каждый отвечает за свой участок, – сообщила начальник отдела санитарно-гигиенического надзора Жанар УРАЗАЛИНА. – За благоустройством, озеленением и уборкой территории следит ГКП “Коркиту”. А за вывоз мусора – ТОО “Искер”. Наводить порядок, благоустраивать пляж должны арендаторы. Мы не успеваем каждый день следить за вывозом мусора…

– Недавно мы провели рейд по городским зонам отдыха, – продолжает Жанар Амангельдиевна. – Наложено три штрафа и дано три предписания. Почему так мало? Мы оформляем штрафы при наличии всех документов. А у многих частников на руках нет РНН или еще чего-нибудь.

Пока не объявлен очередной мораторий на проверки объектов малого и среднего бизнеса, проверки пляжей будут ежедневными, пообещали нам в СЭС. Только с трудом верится, что владельцы возьмутся за ум и быстро наведут на вверенной им территории порядок. Если, конечно, за них не возьмутся все вместе: природоохранная прокуратура, городской акимат Капшагая и санитарная служба. Все-таки водохранилище – одна из местных достопримечательностей. И одно из популярных мест отдыха тысяч людей…

Отдыхать люди не умеют!

На одном из частных пляжей мы поговорили со спасателями. Они, кстати, есть не везде, хотя, по правилам, все частные пляжи обязаны иметь собственных спасателей со спасательным снаряжением.

– Вчера вытащили из воды семерых тонувших, – рассказали нам парни спортивного телосложения. – В воде многие теряют ориентацию и начинают плыть от берега. А потом выбиваются из сил. Или людей уносит далеко от берега на надувных матрасах. Когда дует ветер, Капшагай становится очень опасным! А вообще, отдыхать люди не умеют! Много пьют спиртного, бросают мусор. Мы ходим, просим донести пакеты до урны. А они говорят: мы заплатили деньги, убирайте сами…

Кстати, перед въездом красуется плакат, на котором написано, что купание в нетрезвом виде запрещено и влечет административный штраф. Выходит, предупреждение – “для галочки”?

– Всего на Капшагае семь водно-спасательных станций, на которых дежурят по шесть спасателей, – вводит нас в курс дела начальник центральной водно-спасательной станции города Капшагая Мухтар КАРТЕКОВ. – Конечно, этого очень мало! По нормативам одна станция должна обслуживать пляж протяженностью 2,5 километра, а у нас получается, что некоторые станции – например, центральная в городе Капшагае – обслуживают 25–30 километров.

В некоторых частных зонах отдыха вообще нет своих спасателей: территория огорожена – и всё!

За каждой спасательной станцией закреплено по одной моторной лодке. По словам главного спасателя, когда дует сильный ветер, что на Капшагае – частое явление, спасатели не могут выйти в открытое море, чтобы патрулировать пляжи. Для этого нужен хороший катер.

Нехватка кадров – еще одна проблема. Зарплата у профессиональных спасателей-водолазов – 25–30 тысяч тенге в месяц. Водолазы с солидным стажем получают чуть больше – около 40 тысяч тенге. А спасателям-новичкам платят 22 тысячи. Работать приходится весь световой день.

Поэтому основной костяк спасателей на центральной станции составляют “старые волки”, как назвал их главный спасатель, водолазы с солидным стажем, предпенсионного возраста. Молодежь заманить на мизерную зарплату сложно.

Проблемы те же

Как мы убедились, из года в год на Капшагае одни и те же проблемы: антисанитария, нехватка спасателей, пьяные в воде и на пляже. В течение года звучали разные идеи по благоустройству пляжей водохранилища, по приведению в порядок зон отдыха. Похоже, все это так и осталось на уровне разговоров…

Елена КОЭМЕЦ, Иван БЕСЕДИН (фото)