Замир Садыкович, здравствуйте! Я звоню из города Атбасара Акмолинской области. Мне приходится много и часто ездить по стране с грузами. Каждую зиму срываются рейсы из-за плохой погоды, причем на одних и тех же трассах. Неужели нельзя летом что-то сделать на таких участках?
– Движение ограничивается в ситуациях, когда создается угроза для жизни людей – из-за понижения температуры, сильного снегопада, порывистого ветра.
Для снегозадержания на республиканской сети ежегодно устанавливают более 20 тысяч метров снегозадерживающих щитов и делают четыре тысячи снежных траншей.
В ненастье дороги чистят круглосуточно, и при необходимости автомобильные колонны сопровождает снегоочистительная техника.
Для информирования населения о закрытых участках автомобильных дорог республиканского значения в РГП “Казахавтодор” организована круглосуточная диспетчерская служба. Запишите телефон – 7172 – 44-46-85.
Аналогичные диспетчерские службы имеются во всех регионах.
Водителям лучше заранее узнать, какой участок дороги объехать по безопасному маршруту.
Михаил Устименов, Карагандинская область. Недавно я попал в дорожно-транспортное происшествие. На встречную полосу выехал КамАЗ, водитель которого уснул за рулем. Слава богу, все остались живы. Вы можете сказать, сколько аварий происходит на трассах?
– Основные причины ДТП – это низкий уровень культуры вождения, высокие скорости. Как следствие – выезд на полосу встречного движения при обгоне или опрокидывание (каждое второе ДТП). Причем, по статистике, 40 процентов нарушений правил дорожного движения совершают водители до 30 лет.
Другой момент: 40 процентов аварий случается с 16 до 22 часов. Аварии с наиболее тяжкими последствиями происходят с 2 часов ночи до 6 утра, в каждых трех ДТП в это время погибают два человека.
Сегодня определены 16 наиболее аварийно-опасных участков, где ежегодно происходит свыше 770 ДТП – это более 30 процентов от общего количества на республиканской сети, притом что их протяженность составляет всего 7 процентов от общей сети.
На этих участках предложено устраивать трассовые медико-спасательные пункты, чтобы спасатели могли быстро, в течение 30 минут, прибыть на место ДТП.
Меня зовут Болат, звоню из Астаны. Много лет работал дальнобойщиком, в разные страны ездил, теперь решил только по своей стране ездить. Скажите, каково состояние наших дорог сегодня?
– Сеть автодорог общего пользования сформирована в 60–80-е годы прошлого столетия и рассчитана на нагрузку 5–8 тонн, с шириной проезжей части 7–8 метров с двухполосным движением.
Большая часть дорог местной сети имеет асфальтобетонное и черное покрытие – 51 процент. Остальные – гравийно-щебеночные и без покрытия, то есть грунтовые, их сегодня 14 процентов от всей сети.
Уровень автодорог республиканского значения несколько выше и качеством получше.
Замир Садыкович, я из Костаная звоню. А у вас есть самые важные участки дорог, на которые вы обращаете внимание в первую очередь?
– Приоритетными направлениями в автодорожной отрасли является реконструкция основных международных транзитных коридоров, по которым идет основная масса грузоперевозок, а также аварийно-опасные участки, где происходит наибольшее количество ДТП. В 2010–2014 годы в автодорожной отрасли планируется реализация 28 инвестиционных проектов. Это реконструкция транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, Омск – Павлодар – Майкапшагай, автодорог Астана – Костанай – Челябинск, Астрахань – Атырау – граница Туркменистана, Щучинск – Кокшетау – Петропавловск – граница России, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Караганда, Бейнеу – Акжигит – граница Узбекистана и другие еще в семи направлениях.
До 2015 года будет реконструировано 5,3 тысячи километров дорог республиканского значения, из них 2,3 тысячи – по параметрам первой категории.
Я – Айгуль из Есильского района Северо-Казахстанской области. Наш поселок Горный каждую зиму остается в замкнутом пространстве. До основной трассы всего несколько километров, но их заносит так, что никакой трактор не пройдет. Неужели на этот отрезок нет денег?
– Подъезд к поселку Горный относится к местной сети дорог и содержится за счет средств местного бюджета, местные власти должны решать этот вопрос. В то же время с 2007 года из республиканского бюджета выделяются средства для развития дорог местной сети. В целом за период 2007–2010 годы Северо-Казахстанской области выделено 5,3 миллиарда тенге. В 2011 году предусмотрено выделение полутора миллиардов.
Меня зовут Оксана, звоню вам по просьбе многих жителей Петропавловска. В наш город ведут очень плохие трассы – ямы, колдобины. Кому они подчиняются – местному или республиканскому бюджету?
– Что касается подъездов к городу Петропавловску, сюда ведут четыре автодороги республиканского значения: Астана – Петропавловск, Петропавловск – Курган, Петропавловск – Омск и Петропавловск – Ново-Ишимск.
До 2015 года планируется завершить реконструкцию автодороги Астана – Петропавловск и начать работы на участках от Петропавловска в сторону Кургана и Омска.
Была свидетелем, как еще в 1999 году началась реконструкция многострадальной трассы Астана – Щучинск. Сегодня ее обустройство и некоторые участки напоминают автобаны Европы, а другие – как дороги советского периода. Эту трассу делали разные подрядчики?
– Широкомасштабное ускоренное развитие города Астаны привело к значительному повышению туристических возможностей столицы и Щучинско-Боровской курортной зоны. Это в свою очередь создало благоприятные условия для предпринимательства. В разы увеличился поток автотранспорта в ту сторону. Глава государства поручил кардинально провести реконструкцию автодороги Астана – Щучинск. Поэтому в 2006 году было начато строительство первой скоростной автомагистрали Астана – Щучинск протяженностью 224 километра с 6-полосным движением.
Впервые здесь применили две новые технологии. На участках Астана – Шортанды и Макинск – Щучинск протяженностью 97 километров сделано цементобетонное покрытие по немецкой технологии. На всей протяженности построено 16 транспортных развязок, семь местных проездов и две эстакады для пропуска диких животных. На всем протяжении автотрассы на обочинах и разделительной полосе устроено барьерное ограждение, которое исключает выезд на полосу встречного движения и опрокидывание в кювет.
Анар из Алматы. Говорят, что огромные деньги уходят на сооружение дороги, ведущей в Китай. В чем смысл такой стратегии, когда в самой республике дороги – головная боль водителей?
– Анар, общеизвестно, что дороги могут разорить любое государство, а могут и принести большие дивиденды. Дорога Европа – Россия – Казахстан – Китай – это самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Конкурентные преимущества делают проект перспективным, время в пути составляет около 10 дней, тогда как по Транссибирскому маршруту уходит 14 суток, на морской путь через Суэцкий канал – 45 суток.
Дорога проходит через пять областей Казахстана, причем через густонаселенный южный регион, где проживает свыше семи миллионов человек, что имеет немаловажный социальный эффект.
Вот говорили, что дороги передадут в частные руки. Насколько актуален и возможен такой вариант распоряжения с дорогами республики? Если есть такого рода участки, какую пользу они принесут тем же налогоплательщикам?
– Прежде всего, хотелось бы отметить, что, согласно действующему законодательству, автомобильные дороги не могут быть переданы в частную собственность и являются исключительно государственной собственностью.
Вместе с тем существует возможность передачи автодороги во временное владение и пользование, то есть в концессию на период от 25 до 30 лет. Для этого концессионеру необходимо реконструировать автодороги под первую техническую категорию как минимум с 4-полосным движением либо построить новый объект. Он должен содержать дорогу в подобающем состоянии на протяжении всего периода концессии.
После завершения срока концессии объект передается государству. Следует учесть, что концессионер вкладывает в дорогу собственные средства, и их возврат возможен при взимании платы с пользователей автодороги.
Взять, к примеру, автомагистраль Астана – Щучинск. До реконструкции на ее содержание затрачивалось 140 миллионов тенге в год, сейчас потребность составляет уже 1,3 миллиарда тенге.
Для самоокупаемости автодорог в ближайшее время планируется ввести платность на отдельных участках, в том числе пять проектов реализовать на концессионной основе.
Сейчас идут переговоры с потенциальным концессионером по проекту направления Алматы – Хоргос.
Во второй половине года планируется объявить конкурсы по выбору концессионера по проектам Астана – Караганда, Алматы – Капшагай, Ташкент – Шымкент.
По реализации проекта строительства автодороги Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) ведутся переговоры с Международной финансовой корпорацией.
Протяженность автомобильных дорог в республике составляет свыше 147 тысяч километров, в том числе общего пользования – 96 тысяч, из них дорог республиканского значения – 23,5 тысячи километров, местного значения – 72,5 тысячи километров.
Астана