Опасная дорога в школу

Дорога к знаниям с каждым годом все опаснее. Именно с началом учебного года у дорожных полицейских начинается горячая пора, поскольку юные пешеходы отправляются в школу далеко не стройными рядами.

Особенно много хлопот дорожным полицейским доставляют ученики сельских школ. В городе школы, как правило, обслуживают близлежащие многоэтажки, довольно часто возле школ стоят светофоры или, в крайнем случае, переходы оборудованы “лежачими полицейскими”. А вот в поселках добраться до школы детям намного сложнее. Особенно если село расположено вдоль крупной автомагистрали, и ребятам, чтобы попасть в школу, нужно эту трассу перейти. Светофоры на таких магистралях ставят редко, ограничиваются только “зеброй”, на которую водители предпочитают не обращать внимания. В этом мы убедились сами, выехав в поселок Панфиловский на практическое занятие по изучению правил дорожного движения в среднюю школу №17 Талгарского района Алматинской области.

Каждой школе – по “лежачему полицейскому”

– Последний случай гибели ребенка произошел в Талгарском районе – четырехлетняя девочка попала под КрАЗ, – говорит начальник штаба отдельного батальона управления дорожной полиции Алматинской области Андрей Чепуштанов. – Огромный грузовик ехал со скоростью 40 километров в час, а ребенок выскочил на дорогу и попал под его заднее колесо. Как взрослые могли отпустить такого маленького ребенка играть одного на улицу?

По статистике, чаще всего в ДТП попадают дети от 7 до 14 лет, то есть младшего и среднего школьного возраста. И именно с ними в первую очередь должны работать дорожные полицейские.

Вообще-то инспекторам дорожного движения перед началом учебного года полагается проводить обследование своих участков, если на них расположены учебные заведения, – проверить наличие возле школы пешеходных переходов, “лежачих полицейских”, соответствующих знаков.

– Мы стараемся оборудовать наиболее опасные для детей участки дороги возле школ, но все упирается в средства, – пояснил Андрей Чепуштанов. – У управления дорожной полиции на это средств нет, районные акиматы тоже не всегда могут выделить деньги. Большим достижением считаем то, что добились освещения на автодороге Алматы – Кокпек – Коктал, где практически через каждые 10 километров расположены довольно крупные села. Надеемся, что в ближайшее время там снизится количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время.

“Почему дяди так быстро ездят?”

Дорожные полицейские утверждают: главное – профилактика! Лучше предупредить дорожно-транспортные происшествия, чем потом выяснять, кто был виноват.

И в начале недели сотрудники УДП вместе с журналистами отправились в одну из самых больших школ – №17, где должен был пройти урок по безопасности дорожного движения.

Открытый урок с практическим занятием решили провести в одном из третьих классов. Малыши сначала стеснялись, а потом стали задавать каверзные вопросы.

Например, когда Андрей Чепуштанов и еще один сотрудник УДП Алматинской области – инспектор штаба Жанат Чолкарбаев объяснили третьеклашкам, что такое скоростной режим, с какой скоростью разрешено водить автомобиль по городу и на трассах, один из учеников спросил: “А почему, когда стоит знак “60”, дяденьки едут на автомобилях со всей скоростью?”.

Немного растерявшись, дорожные полицейские ответили, что так делают только недисциплинированные водители – а это очень плохие дяденьки! – и, безусловно, все они будут наказаны.

А вот следующий вопрос: “Хорошая ли работа у полицейских?” – даже смутил инспекторов, и в ответ дети услышали, что все работы хороши.

После этого было решено перейти к практической части занятия, и весь класс вместе со школьным отрядом юных инспекторов дорожного движения отправились к трассе Алматы – Кокпек – Коктал, которую каждое утро дети переходят, чтобы попасть в школу.

– Наша школа находится вблизи оживленной трассы, и многим детям приходится переходить дорогу, чтобы попасть туда, – посетовала заместитель директора по воспитательной работе школы Наталья Викторовна Занилова. – Мы давно уже просим вместо пешеходного перехода поставить светофор. Здесь такое движение, что порой дети по 15–20 минут стоят на пешеходном переходе и ждут, пока их кто-нибудь пропустит. А устав ждать – перебегают трассу где попало, поскольку до “зебры” порой идти далеко, да и смысла они в этом не видят…

А в “зебру” мы не верим…

Через пять минут на практике все убедились в словах завуча школы. Подойдя к пешеходному переходу, третьеклашки остановились, боясь выходить на “зебру”. Дети, как их и учили взрослые, сначала посмотрели налево – но так и остались стоять. Машины двигались беспрерывным потоком, и тогда на помощь малышам пришел дежурный инспектор – поднял жезл и приказал автомобилям остановиться.

– Мы каждый день с самого утра дежурим возле пешеходных переходов, где много детей, – рассказал Жанат Чолкарбаев. – Особенно в часы пик – когда дети идут в школу и когда возвращаются. Когда стоит инспектор, водители не рискуют нарушать правила, это хоть немного их дисциплинирует.

А мы тем временем наблюдали, как дети переходят дорогу. Некоторые сначала побежали по привычке, но, чувствуя защиту со стороны дорожных полицейских, перешли на шаг. На той стороне трассы их ждали еще один инспектор и группа юных инспекторов дорожного движения. Через три минуты колонна третьеклашек направилась в обратном направлении, только в этот раз автомобили останавливали юные полицейские.

Не прошло и десяти минут практического занятия, как будущие дорожные инспектора… остановили настоящего нарушителя. При всем оживлении на пешеходном переходе водитель “Газели” не пропустил пешеходов, причем очень удивился, когда его остановили. Он так и не признал, что нарушил ПДД, но инспектора выписали протокол и оштрафовали на 5 минимальных расчетных показателей.

Собственно, на этом практическое занятие было решено завершить. Все, что должны знать дети, было рассказано, но, как признались юные инспектора, знание правил далеко не всегда помогает им в жизни. Одна девочка рассказала, что недавно прямо на этом пешеходном переходе ее вместе с мамой сбила машина, хорошо, что отделались они легкими синяками и царапинами. А большинство призналось, что не верят в “зебру”, а дорогу переходят возле базара. “Там многолюдно, если собьют, то хоть помощь кто-нибудь окажет” – такие выводы сделали дети…

Страшная статистика

За 8 месяцев этого года на дорогах области погибло 29 детей, 137 получили травмы различной степени тяжести.

Больше всего детей пострадало в дорожно-транспортных происшествиях, находясь со взрослыми в автомобиле. Но нередки случаи наезда. Так, с начала этого года насмерть сбиты трое детей, катавшихся на велосипедах, а 8 юных велосипедистов были ранены. Погибли 14 маленьких пешеходов, 54 ребенка в результате наезда получили различные травмы.

Из этих сухих цифр видно, что за десятки искалеченных детских судеб ответственны взрослые.

Письмо в редакцию

19.09.2008 года, находясь на перекрестке пр. Раимбека и ул. Куратова, в течение часа наблюдал, как дети переходят дорогу, идя в школу №2 и из нее. “Зебра” есть, но из 10 машин пропускают детей 2–3, не более! Знака “40” перед “зеброй” нет. На мои звонки в ГАИ и городской акимат ответ один: пишите письма.

Вопрос: а как, кроме письма, можно воздействовать на госорганы? Или ждать, когда собьют очередного ребенка?Александр

Анна ПАВЛОВА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)