Но одной из самых болезненных, жгучих проблем являются взаимоотношения с такими же предпринимателями, участниками рынка, но являющимися монополистами в какой-либо области товаров или услуг. Здесь царит просто вопиющая несправедливость…
О ненормальности взаимоотношений монополистов и предпринимателей говорилось и говорится не один год. Но все протесты бизнесменов уходят, как песок в воду, а вопросы эти остаются без решения и сегодня.
Взаимоотношения монополистов и предпринимателей оформлены договорами, но присмотримся - что в этих договорах?
Договора не предоставление определенных услуг или товара (например, электроэнергии) подписываются на условиях предоплаты. Предоплата составляет 100 процентов потребления за предыдущий период. Если в обычном бизнесе при предоплате клиенту предоставляются скидки, то при договоре с монополистом - все наоборот!
К этой предоплате монополистом вводятся и штрафные санкции, а именно: в случае просрочки уплаты, предприниматель уплачивает штраф в полуторакратном размере ставки рефинансирования Национального банка, начисляемой на неуплаченную сумму за каждый день просрочки. Так действуют, к примеру, алматинские энергетики при поставке электроэнергии и теплоэнергии. В случае потребления мощности сверх лимита оплата составляет уже пятикратную стоимость той же энергии, при недоборе заявленной мощности по электроэнергии клиент оплачивает 50% стоимости невостребованной мощности. Аналогично действует и алматинский Горводоканал: превысил заявленный лимит - плати двойной тариф.
Такой, с позволения сказать, "монополистический" бизнес - мечта любого предпринимателя: при любых переменах рынка ты остаешься в прибыли - ведь конкурентов у тебя нет, что хочу - то и диктую…
И даже неважно - продал ты свой товар или нет - деньги-то уже уплачены! А для того, чтобы предпринимателям жизнь совсем медом не казалась, монополисты придумывают различные бюрократические приемчики, чтобы прочнее держать его на финансовом "крючке" - и доить, доить… Потребителей, к примеру, энергетики обязали ежемесячно представлять копию платежного документа в расчетную группу поставщика. Более того, согласно договору для определения величины отпущенной и потребленной электрической энергии клиент обязан снимать и представлять - сам, лично! - показания расчетных электросчетчиков.
Сотни и тысячи людей носятся по городу, снимают эти показатели и несут их энергетикам. Огромные потери времени, которое можно было потратить с пользой, энергетиков не волнуют. А не принесешь сведения вовремя - получай солидный штраф.
А так называемые "веерные" отключения, которые энергетики всегда делают по собственному почину, не предупреждая клиентов? Ведь потери предпринимателей от них огромны: выходит из строя техника, срываются заказы. Понятно, что бывают аварии, перегрузки и прочее технические неурядицы - но ведь можно отключения планировать и предупреждать о них бизнесменов заранее, чтобы они могли принять свои меры! Нет - этого не делается…
Предприниматели давно пытались внести изменения в договора, однако им сообщили, что готовится единый типовой договор с монополистами для всего Казахстана и им лучше подождать. Но прошло уже два года, а типового договора, устраняющего эти несправедливые требования монополистов, так и нет…
Агентство по регулированию естественных монополий все погружено в совершенствование своей структуры и им, видно, не до предпринимательских проблем.
Особая статья - отношения с Казахтелекомом. Это монополист, который побил все рекорды нарушений законодательства Республики Казахстан и который игнорирует предписания Антимонопольного Агентства.
ГЦТ "Алматытелеком", ссылаясь на "Правила предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций", утвержденные приказом ОАО "Казахтелеком" (свой, внутренний документ!), в "дополнительном соглашении на предоплату" к типовому договору буквально навязывает абонентам, которым нежилое помещение не принадлежит как собственность (а взято в аренду), 100% предоплату междугородних переговоров.
Этот авансовый платеж, как гарант платежеспособности предпринимателя, постоянно (ежемесячно) должен находится на депозите у "Алматытелеком".
ГЦТ "Алматытелеком" мотивирует свои действия тем, что предприниматель - арендатор может закрыть свою фирму, скрыться, не оплатив услуги связи.
То есть, по мнению монополиста, всем без исключения арендаторам - веры нет. Может быть, есть и такие нечистоплотные в деловых отношениях бизнесмены. Но подозревать в этом всех телефонисты просто не имеют права. По-сути - это просто оскорбительно, не говоря уже о том, что напрямую нарушаются законы. Причем способов борьбы с неплательщиками у связистов достаточно. Но, видимо, "Алматытелеком", не долго думая, решил совсем облегчить себе жизнь.
Используя свое монопольное положение, "Алматытелеком" навязал 100 % предоплату за услуги связи и тем самым "убил двух зайцев": избавил себя от хлопот бегать за неплательщиками, а кроме того ежемесячно, через 100 % предоплату, по договору получает беспроцентный кредит от своих клиентов. Учтите огромные объемы платежей - и вы поймете, о каких гигантских суммах здесь идет речь!
На запрос предпринимателей в Антимонопольное Агентство РК: законно ли ГЦТ "Алматытелеком" берет 100 % предоплату с субъектов бизнеса, они получили конкретный ответ: незаконно. Более того, Агентство издало предписание Казахтелекому об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Но пришли месяцы - а воз и ныне там.
Монополисты чувствуют себя сегодня настоящими феодалами в своих владениях и действуют напористо и беззастенчиво. Их "дань" с предпринимательства становится день ото дня тяжелей, особенно для малых и средних компаний и фирм. Поэтому требовать от частного бизнеса бурного роста в таких обстоятельствах - просто преждевременно.