"Они стригут "бабки" и ничего не делают": почему уличные камеры наблюдения не снижают уровень преступности в Казахстане

Не так давно Касым-Жомарт Токаев выразил недовольство касательно работы системы видеонаблюдения в городах Казахстана. По мнению главы государства, система "Сергек" не в полной мере используется для повышения общественной безопасности.

Он отметил, что система на данный момент ориентирована на взимание штрафов, а не на снижение криминогенной обстановки в стране. Также Касым-Жомарт Кемелевич в качестве примера успешного внедрения системы видеонаблюдения привел опыт Китая.

- Они оцифровали все основные города, причем оцифровали очень глубоко. То есть нажимаешь на экран - и выходят данные на человека: от института до какие кредиты он имеет. Нам нужно идти в этом направлении. Это мировая тенденция, - заявил Президент.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественными экспертами и задал им следующие вопросы:

1. Способствует ли система видеонаблюдения в городах Казахстана уменьшению количества преступлений или же она работает не в полной мере?

2. Стоит ли Казахстану развиваться в этом ключе по примеру Китая или же это можно рассматривать как вторжение в частную жизнь?

3. Какие изменения необходимо провести, чтобы криминогенная обстановка в стране улучшилась, учитывая внедрение новых технологий и работу внутренних органов?

Денис КРИВОШЕЕВ, общественный деятель:

1. Чем больше говорит новый Президент, тем больше я убеждаюсь, что он прекрасно понимает то, что происходит в стране, и более того - глубинные процессы. О том, что камеры неэффективны и направлены только на зарабатывание денег, я говорил еще тогда, когда их только стали устанавливать. У них нет задачи наводить порядок в стране или обеспечивать безопасность.

Посмотрите, куда направлены все камеры в городе, например в Алматы. Они направлены на пересечение стоп-линий, просто для того, чтобы «стричь бабки». Ничего другого никто делать не хочет: никакой безопасности и защищенности граждан от обеспечения этими камерами нет, так как они изначально были способом пополнения бюджета людей, которые их устанавливают.

Сейчас это вопрос приоритета, более того, у нас даже полиция была направлена последние годы не на обеспечение безопасности граждан, как таковой, а на заработок. Потому что, объединив патрульную полицию с дорожной полицией, мы создали такой прецедент, что больше никто не стал заниматься дворами, преступниками, зеркальщиками.

Многие выехали на большую дорогу и занимались, к сожалению, и тем, что «стригли бабки». Мы ставим камеры в подъездах – они не работают, эффекта от этого нет. Самая важная цель государства – обеспечивать безопасность своего населения. Никакого развития не будет, пока этого не добьемся.

2. Я буквально неделю назад вернулся из Китая и, когда проходил пограничный контроль, видел, как это все работает, наблюдал систему слежения, как работает полиция. Интересно, что их вы не увидите в городе, но она есть. Гулять и ночью, и днем абсолютно безопасно, потому что за всем следят.

Но это сложнейшая интеллектуальная система «Big Data», невероятно дорогая. И обходится она Китаю дешевле только потому, что население в стране в сто раз больше. Соответственно затраты пропорционально ниже, ну и, по большому счету, у нас, возможно, нет пока необходимости так глубоко погружаться в данные.

Но мы идем к этому. Да, это вопрос сохранения личных данных. Тут играет извечный вопрос, что важнее: личная информация или общая безопасность. Вот какой этический вопрос придется решать. Китайцы больше заточены на общественной безопасности, мы на private (право на личную жизнь). Думаю, истина лежит где-то посередине. Но то, что камеры надо развернуть с дорог и прекратить «дойку» водителей за минимальные и временами бессмысленные нарушения, – однозначно.

3. Заняться этим, больше ничего не нужно. Прекратить зарабатывать деньги палкой на дороге и наконец заняться преступностью. Полиция в состоянии разобраться с любой задачей, когда хочет. Например, мы это видели, когда убийц Дениса Тена нашли менее чем за сутки.

Может, нужно не после трагедии начинать оперативную работу?! Быстро решать вопросы они могут, когда хотят, просто полиция должна начать заниматься делом.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, общественный деятель:

1. Статистика свидетельствует о том, что криминогенная ситуация в стране ухудшается, растет в том числе и количество уличных преступлений. В этом не только вина полиции. Камеры видеонаблюдения не помогут кардинально решить проблему. Однако в данном случае речь о другом. К сожалению, мы наблюдаем удручающую тенденцию в политике МВД,  когда все усилия направлены не на борьбу с преступностью, а на увеличение штрафов. К таким инициативам можно отнести штрафы за отсутствие детских кресел в автомобилях, разговоры по мобильному телефону, несвоевременную смену сезонных шин и т.д. 

Особое внимание стоит обратить на ежегодный техосмотр. В Кыргызстане, например, техосмотр для частного транспорта давно отменили, прекрасно понимая его бессмысленность. На встрече с руководством МВД я пытался объяснить необходимость последовать этому примеру. Увы, люди в погонах остались глухи к моим призывам. 

Полагаю, что в определенной степени МВД стало жертвой распоряжений, поступающих “сверху”: приложить все усилия к увеличению финансовых поступлений в бюджет. Приходится выполнять приказ.

2. Китайский опыт тотального сбора информации не уникален. Уверен, что подобная практика негласно применяется в США и Европе. Сейчас, когда терроризм представляет серьезную угрозу и превратился в мировую проблему, такие технологии оправданны. К примеру, во многих аэропортах сегодня людей заставляют снимать обувь, просвечивают на рентгене, вне зависимости от их желания. 

По большому счету, эти процедуры не только унижают человеческое достоинство, но и вредят здоровью. Тем не менее общество принимает это как должное, понимая, что ради безопасности можно пожертвовать демократией и правами человека. Человеку, которому нечего скрывать, не страшны такие «информационные сканеры». Для представителей криминального мира это весьма раздражающий фактор.

3. Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, необходимо в первую очередь решать социально-экономические проблемы. В городах масса безработной, бездомной молодежи. Жизненный уровень падает. Ситуацию усугубляет платная система здравоохранения и образования. Порой люди идут на преступление, чтобы вылечить больного ребенка.

Будучи преподавателем одного из алматинских университетов, я встречал девушек-студенток, которые вынуждены заниматься проституцией, чтобы оплатить свою учебу. А может, это будущие педагоги, министры культуры, депутаты. Вы представляете, с каким багажом они придут к рычагам управления страной?! Так что камеры «Сергек» - это лишь верхушка айсберга.