Они – иные

ЭМО. Плачущие дети

Эти подростки не стесняются показывать свои эмоции, они плачут и смеются, когда им хочется. Чаще – плачут. Пишут стихи о жизни и смерти, в которых изливают свои чувства. Многие ведут дневники, куда записывают мысли и переживания. Не зря же их называют “эмо” – от слова “эмоция”. В Алматы “плачущих” подростков уже несколько сотен. Таких трудно не заметить в толпе – черно-розовая одежда и волосы тех же цветов, обильный пирсинг, густо подведенные черным карандашом глаза. Они протестуют против общества, которое осуждает проявление чувств.

– На самом деле эмо не только грустят, но и радуются жизни. Этим мы отличаемся от готов, – говорит эмо-кид Дамир. – Мы за позитив! Поначалу нас воспринимали настороженно, но сегодня появлением эмо на том же Арбате никого не удивишь.

Многих родителей шокирует, когда ребенок примыкает к этой субкультуре. Что у них в черно-розовых головах? На самом деле ничего страшного. Эмо – обычные дети, которых объединяет любовь к определенной музыке и стилю одежды.

ГОТЫ. Мечтают умереть

Но только мечтают! Эта субкультура пришла в Алматы долгой дорогой из Европы через северную столицу России – Санкт-Петербург. Готы похожи на эмо по стилю одежды, но не приемлют ярких цветных вставок и розовых челок – они абсолютно черные… Как пошутил один из таких парней (у них есть чувство юмора!), гот – это тот же средневековый рыцарь, только без доспехов – весь в клепках и шипах, с железяками на запястьях и шее…

– Черный цвет притягивает позитивную энергию, – говорит “готочка” Кристина. – В жизни обязательно должны быть черные полосы, чтобы, когда наступит светлая, человек умел радоваться. Ведь когда все хорошо, начинает давить депрессия… Некоторые говорят, что готы склонны к самоубийству. На самом деле мы любим жизнь и ценим каждую минуту.

Современные готы носят особую атрибутику, очень мрачную: черепа, кресты. Любят поговорить о смерти. И музыку слушают с соответствующими пессимистичными текстами. Молва утверждает, что эти печальные рыцари любят прогуливаться по ночам по кладбищам.

– Да, готы ходят на кладбища, обычно поодиночке или по двое. И в этом есть особая философия, – говорит Кристина. – Посещая заброшенные забытые могилы, они скрашивают тем самым одиночество этого места.

Кристина, кстати, самый настоящий гот, у нее даже комната в особом “готичном” стиле – черные шторы, мрачная обстановка. По словам девушки, такой интерьер помогает ей сосредоточиться, отдохнуть от суеты.

На вопрос, как к этому относятся родители, Кристина ответила:

– Я маме все объяснила, и она меня поняла.

РАСТАФАРИАНЦЫ. Твори добро

Самое дружелюбное и миролюбивое молодежное движение, поклонников которого становится с каждым годом все больше. У них веселая атрибутика. Цветастые майки или футболки, пляжные шорты, бусы из ракушек, пробки в ушах, как у индейцев, и дрэды на голове. Веселое настроение пришло к алматинской молодежи с Ямайки. Ребята пританцовывают под музыку регги и мечтают жить в большой общине, где не будет материальных забот.

– Нам не нужны будут деньги, мы будем обмениваться вещами, у нас не будет этой пресловутой инфляции и прочих заморочек, – мечтает растафарианец Тима.

У них есть даже своя религия, которая корнями уходит к Библии. Но их бог – Джа. По легенде этот самый Джа собрал из Библии самые интересные и важные отрывки и перевел их на понятный язык местному населению. Потом выдержки из его учения вошли речитативом в музыку регги.

У Тимы на футболке изображен Боб Марли – это еще один “святой” для растафарианцев.

А дрэды Тима срезал, теперь очень жалеет. Ведь это, по мнению растафарианцев, не просто косички, а что-то вроде антенн, которые улавливают хорошее настроение...

Это пройдет!

Психолог Марина Константинова:

– Подросткам свойственно создавать субкультуры в противовес взрослым, они показывают тем самым свою самостоятельность, независимость. И это естественный процесс, который был и есть.

Так, панки появились в Англии как протест навязываемым правилам этикета, молодые люди взбунтовались против чопорной одежды и хороших манер. И они старались шокировать своим видом консервативных обывателей.

В Германии в начале ХХ века возник нудизм, эта субкультура появилась из движения “друзей природы”. Подросткам навязывали “здоровый образ жизни”, который подразумевал походы в горы, спортивную форму одежды. В знак протеста часть подростков однажды вышла на природу абсолютно без одежды…

Сегодня ситуация изменилась, очень многое разрешено, нет довлеющей идеологии, которая бы объединяла подростков. И появление субкультур сегодня обусловлено обычным стремлением выделиться из пестрого общества. Подростки переодеваются в черное, тяготеют к определенной атрибутике. На самом деле ничего нового они не придумали. Что-то заимствуют у масонства, что-то – из древней кельтской культуры.

Кроме того, формирование субкультуры – это способ борьбы с чувством одиночества, присущего подросткам. Мальчишка надевает черный балахон, идет на вечеринку, и у него есть шанс легко наладить контакты с такими же ребятами в черных балахонах. Одежда – это своего рода пароль для прохождения в определенную группу. Подросткам свойственно сбиваться в стаи. Или ребенок может зайти на интернет-форум и общаться с себе подобными.

Ничего плохого в самих субкультурах нет. Но существует обратная сторона – эти группы подростков могут использовать взрослые люди в своих интересах.

Так что родителям надо быть в курсе увлечений своего ребенка. Ни в коем случае не действовать запретами, это вызовет лишь больший протест. Нужен диалог и особая атмосфера доверия в доме. И помните – в большинстве случаев это быстро проходит.

Ребенок взрослеет, у него появляются другие интересы. Мало кто “застревает” в детстве надолго. Так что вряд ли мы увидим пожилого эмо…

Только цифры

В Казахстане сегодня молодежи в возрасте от 14 до 29 лет – около 4,5 миллиона человек.

Из них свыше 3 миллионов человек обучаются в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

Всего же в стране проживают более 5 миллионов детей и подростков в возрасте до 18 лет.

На сегодняшний день в стране действует более 250 детских и 700 молодежных организаций, 452 военно-патриотических клуба, где занимаются более 28 тысяч школьников.

На 1 января 2008 года в стране действуют 552 внешкольные организации, из них 257 – на селе. Самый низкий охват детей в Южно-Казахстанской области – 7,3%, в Алматинской – 7,7%, в Мангистауской – 10,4%, в Кызылординской – 11,6%.

Александра МЫСКИНА, Иван БЕСЕДИН (фото)