Казахстанская журналистка Мадина Ашилова поделилась на своей странице в Facebook впечатлениями о съемках документального фильма, посвященного жизни казахов в Синьцзяне, передает Caravan.kz.
"Это была основная цель нашего путешествия. Мы старались сосредоточиться на казахских поселениях и местах, где казахи проживают компактно", - рассказала она.
В первую очередь создатели фильма посетили уезд Кунес в Или-Казахском автономном округе, где проживает около 300 тысяч человек, из которых половина являются казахами. Это самое большое скопление казахов в Синьцзяне. Они также посетили Нилки, Тогызтарау, села Алмалы, Карасу, Нарат, а также другие небольшие поселения, названия которых не запомнились.
"Что я могу сказать... казахи там значительно отличаются от нас", - отметила Мадина.
Она также рассказала о ситуации в целом. Казахи в Китае составляют крупнейшее национальное сообщество за пределами Казахстана, их численность в Китае - около 1,6 миллиона человек. Однако даже при таком большом количестве они все равно являются относительно небольшим народом в Китае, занимая 16-е место среди других этнических групп.
Основная часть казахов в Синьцзяне представлена родами найман ("Мы встретили больше всего представителей этого рода, особенно подрода кызай"), а также кереи, уаки, суаны и албаны.
Мадина поделилась своими наблюдениями о различиях. "Каждый раз нам говорили - бәріміз қазақпыз ғой! (Мы все казахи!) И, действительно, они говорят на казахском языке, сохраняют многие традиции и обряды. Но иногда мы с улыбкой смотрели на то, что называют "казахским", хотя наше восприятие этого может быть иное. Также существуют различия в бытовых привычках".
Далее она перечислила по порядку то, что ее больше всего удивило:
"Однажды нас пригласили в большую казахскую семью в ауле Карасу, где аж семь дочерей. Все они занимаются казахской вышивкой, производят разные сувениры и коржыны к свадьбам. К нашему приезду женщины накрыли огромный дастархан. И из барашка приготовили бешбармак. Это, к слову, был единственный бешбармак, который мы ели в Синьцзяне. Вроде все, как у нас… пока мы не начали этот бешбармак есть. Принесли несколько больших "табаков", и тут аксакал с апашкой откуда-то достали китайские палочки и ловко начали ими орудовать! Мы аж рты разинули. И такие: ну-ка, ну-ка, ещё раз покажите, как вы это делаете? Реально, я впервые в жизни видела, как казахи едят бешбармак палочками!" - поделилась Ашилова.
По ее словам, местные так удивились этому:
- А вы что, руками едите?!
- Нет, мы в основном вилкой"
Также журналистка рассказала, что ей все время "досаждал" аткен-чай.
"Куда бы мы ни пошли – везде чай с каймаком и убийственной долей соли! Я, честное слово, не помню, чтобы где-нибудь в Казахстане в гостях у казахов мы пили аткен-чай. Может, и есть, но не слишком распространено. В основном в уйгурских семьях. В то время как в Синьцзяне аткен-чай – повсеместное среди казахов явление. Мне было неудобно без конца просить заменить мне чай… но и пить чай с солью – это ещё то испытание! Я предпочитала всё что угодно – молоко, воду с медом, любые другие чаи и соки со всевозможными травами и цветами, но только не аткен-чай!" - с досадой отметила казахстанка.
Угодила Мадине многонациональная еда.
"На столе помимо чисто казахских угощений - китайские салаты из разных трав, уйгурский лагман и лепешки. В принципе, у нас так же. Но! Все очень острое, а обилие трав вообще потрясает! Как-то с утра нам принесли завтрак… в него входили: тарелка с чесноком, тарелка с корейским чимчи, тарелка китайского красного доуфу (приправа как аджика, но очень соленая), тарелки с разными острыми салатами из трав, манты с джусаем… Первое впечатление – нам принесли вчерашний ужин. Все такое острое и соленое! Как вообще можно такое есть на завтрак?! Благо, среди принесенного были и яйца. Только без соли. Но ели мы их с аппетитом.
С моей стороны было не совсем правильно пробовать абсолютно все. Ведь могла случайно обнаружиться аллергия или ещё что… но я решила испытать все вкусы. Сразу скажу – на 90 % кухня Синьцзяня, действительно, очень вкусная. Я даже не знаю названия тех грибов и трав, что я ела в салатах. Но вкус был приемлемый, в некоторых случаях даже очень приятный. А вот 10 % - это просто жесть…
Я либо чувствовала себя огнедышащим драконом, от перца аж слезы из глаз… либо коровой, пасущейся на лугу и жующей с земли траву. До такой степени отвратительный вкус! Каждый раз, когда у меня резко менялся вид и я так же резко краснела, рядом сидящие казахи понимающе успокаивали: ешь, зато полезно! Ну не знаю, насколько полезно, но гадость по вкусу мы обычно не едим.
Справедливости ради надо отметить, что в кыстаках и маленьких аулах казахские семьи стремились накрыть чисто казахский дастархан – были жент, тары, кулегей, каймак, баурсаки и прочее. Выдавал отличие только тот же аткен-чай", - рассказала Ашилова.
Подробнее читайте на странице журналистки в Facebook.