Он же памятник! Кто стирает память предков и хочет заменить Жамбыла на Биг-Бен

Так, памятник Герою Советского Союза полководцу Бауыржану Момышулы оказался в обновленном парке “Женис”. А памятник великому акыну с площади его имени оказался возле областного акимата.

Казалось, дело сделано. Деньги, срезанные с других программ и направленные на благоустройство города, славно освоили. Кому-то обновленные парки нравились, кто-то недовольно бурчал, что в городе по-прежнему нет дорог и освещения на многих улицах, а кто-то и не заметил особых перемен. Особого ажиотажа не было.

Так робок первый интерес

Гром грянул среди ясного неба, когда местные журналисты обнаружили странную деталь: памятник Жамбылу Жабаеву, который очутился на новом месте, оказался… копией прежнего! Тему подхватили в социальных сетях, и когда пресс-служба акима области принялась тушить разгоревшийся пожар, было уже поздно – подмену стали обсуждать все, кому не лень.

Оказалось, что жамбылцы весьма ревностно относятся к своей истории. Действительно, для старожилов города этот памятник был не просто произведением монументального советского искусства XX столетия, украшавшим площадь перед Центральным рынком. Это был символ города, широко растиражированный на открытках, в учебниках и туристических справочниках. И площадь, носящая его имя, опустела. Наверное, неудивительно, что разница в облике прежнего и нынешнего памятников сразу стала очевидной для многих горожан.

Но тогда были еще робкие комментарии, которые отражали сомнения жителей города.


...и прежнем обличье

Но тут кончается искусство…

Отметим, что прежний памятник Жамбылу был установлен в 1962 году к 115-летию рождения великого поэта. Скульптор Хакимжан Наурызбаев – народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Он – первый профессиональный скульптор-казах, один из основоположников национального монументального искусства в Казахстане. Им создано более трехсот памятников выдающимся советским и государственным деятелям, писателям и героям Казахстана.

Известно, что перед началом работы скульптор ездил на родину своего героя, общался с его потомками и местными аксакалами, Академия наук рекомендовала ему консультантов, помогавших проникнуться образом поэта.

Кто был автором нового памятника и как он вживался в образ акына, неизвестно.

– Действительно, исчезнувший в Таразе памятник великому акыну имеет высокую художественную ценность, входит в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. Авторскими правами на это произведение монументального искусства до сих пор по закону владеют члены семьи скульптора.

Что касается новодела, это просто жалкое копирование прежнего скульптурного изображения, и оно не передает в полной мере образ великого старца.

То есть переносить или менять скульптуру просто так нельзя – это же памятник, внесенный в республиканский реестр! – высказал свое мнение искусствовед, ветеран труда Касымхан АЗИМХАНОВ.

Разумеется, многие граждане задались вопросом: куда дели прежний памятник Жамбылу, который с исторической точки зрения является гораздо более ценным, нежели его копия? Помимо исторической, он наверняка представлял и материальную ценность, так как был сделан из чугуна. Что волнует жамбылцев

В поисках ответа на этот вопрос журналисты не раз обращались в областной и городской акиматы. И здесь бы чиновникам сразу дать ясный ответ и расставить все точки над “i”. Но те отчего-то стали шарахаться от прессы, отказываться от комментариев, избегать корреспондентов, и обсуждение в соцсетях разгорелось с новой силой.

Наконец, спустя несколько месяцев, ситуацию прояснил Биржан Сартбек, бывший на тот момент пресс-секретарем акима области.

Выяснилось, что памятник находится на базе мусоросборочного предприятия “Жасыл-Тараз”.

– Прежний памятник был признан непригодным для передвижения и реконструкции (за 60 лет пять раз проводился капитальный и 12 раз текущий ремонт), – сообщил Биржан Сартбек. – Решение о переносе памятника было принято на градостроительном совете под председательством акима области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА. Новый памятник построен за счет спонсоров.

Выяснилось, что перенос любого памятника, внесенного в специальный реестр министерства культуры и спорта, – это не такое простое предприятие. Для этого требуется пройти целый ряд процедур, получить письменное разрешение министерства и только потом его менять. Однако на тот момент ничего этого сделано не было.

Градус кипения при обсуждениях зашкаливал, и вскоре пресс-секретарь еще раз написал на своей страничке в соцсетях: “На сегодняшний день, как известно, поднимаются вопросы и отзывы относительно старого памятника Жамбылу Жабаеву. В скором времени планируется встреча с заинтересованными людьми, активистами, организациями по этому вопросу, будут рассмотрены отзывы и предложения. По итогам общественного обсуждения будет принято решение по установлению памятника на другое место”.

Однако встреча ничего не дала, так как с тех пор жамбылцы продолжают требовать вернуть прежний памятник на его законное место. По некоторым данным, областной акимат все же рассматривал возможность возвращения Жамбыла на площадь и провел даже реконструкцию старого памятника, на что из бюджета было выделено несколько миллионов тенге.

Но недавно акиматом было объявлено – на месте памятника Жамбылу появится… часовая башня а-ля Биг-Бен в Лондоне.

О знал бы я, что так бывает!

Что тут началось! Первый заместитель председателя областного филиала партии “Nur Otan” Ерканат МАНЖУОВ вынужден был обратиться к председателю филиала Аскару Мырзахметову с официальным письмом, где сообщил о неутихающих спорах вокруг изваяния акына. В письме говорится, что ситуация уже грозит выйти из-под контроля и люди возмущены действиями областного акимата.

Подчеркивается историческая ценность прежнего памятника и его замена, которая была осуществлена без постановления правительства.

В то же время партиец приводит доводы горожан, которые выступают против переноса памятника. К примеру, предстоящая установка часов по примеру Биг-Бена называется сомнительным шагом. Ведь часы в башнях в прежние века устанавливались католиками ввиду их отсутствия у подавляющего большинства жителей. Сегодня же часы есть у всех…

Реакция на письмо самого акима Мырзахметова неизвестна. Копия памятника Жамбылу пока стоит у областного акимата, откуда он и следит за перипетиями. С хмурым и суровым лицом, как подмечают пользователи соцсетей…

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ