О любви и ее последствиях
Первыми, после друзей и родственников, гостей Сибирских Афин (так неофициально называют Томск) встречают… бронзовые домашние тапочки 50-го размера. Два очаровательных, уютных домашних тапочка, установленных на двадцатисантиметровом гранитном постаменте, по замыслу создателей должны отражать широту сибирской души, дружелюбие и гостеприимство томичей. А чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений в добродушии горожан, на постаменте поместили надпись: “Будьте как дома!”.
Может быть, где-то в других городах детей покупают в магазине или их приносит аист. В Томске малышей находят исключительно в капусте – это подтвердит вам любой томич. И в качестве доказательства своей правоты покажет большой кочан капусты, отлитый из бронзы, из которого, раздвигая листья, появляется младенец. Памятник этот расположен у дверей городского родильного дома № 1. В свидетельстве о рождении говорится, что мальчика зовут Леха, его масса составляет полторы тонны, а рост – 60 сантиметров.
А буквально напротив, под окнами акушерских клиник Сибирского государственного медицинского университета, стоит другой памятник, посвященный теме деторождения.
Скульптуру под названием “Беременная” торжественно открыли в День защиты детей в 2005 году. Бронзовая будущая мама привлекает к себе внимание не столько своим авангардным внешним видом, сколько содержанием. За металлическими решетками уже бьется сердце нового человека! Говорят, что “плод” скульптору помогали укладывать лучшие томские акушеры-гинекологи. Среди жителей ходит поверье, что прикосновение к памятнику обязательно станет залогом счастливых родов для беременной женщины и наступления “интересного положения” – для тех, кто еще не успел.
Сибирский мачо
Еще недавно в Томске можно было увидеть самого настоящего любовника, висящего на балконе. Не какой-то там Казанова с усами и букетом роз, а обычный мужик в необъятных семейных трусах, из анекдотов про то, как неожиданно муж вернулся из командировки. Однако судьба у памятника оказалась такой же тяжелой, как и у нашего героя. За свою девятилетнюю жизнь он повисел на многих городских балконах, пока не исчез вообще. Ходят слухи, что сибирский мачо нашел свое место в московском музее карикатуры.
Одной из последних скульптур на семейно-бытовую тему, установленных в Томске, стал домовой Ларионыч. С кем же, как не с домовым, обсуждать устройство жилища? Добродушный бронзовый старичок с бородой и усами, в телогрейке, шапке-ушанке и валенках горделиво восседает на кирпичном постаменте – как-никак официально он домовой целого кирпичного завода. Если пощекотать его за пятку, Ларионыч заразительно захохочет и скажет: “Отойди, пожалуйста”. Можно, конечно, уважить старичка, а можно потереть его за пяточку еще раз. Для настырных Ларионыч выдаст свою коронную фразу: “Дорогие томичи, покупайте кирпичи!”, и снова захохочет. Уж не знаю, насколько у местного кирзавода вырос уровень продаж, но пятка у домового блестит.
Трудяги тоже в почете
Главный по свету в Томске – электрик Палыч. Изначально он должен был работать обычным фонарщиком, но потом Палыча решили повысить до электромонтера. Это единственная подобная скульптура в России. То, что 60-сантиметровый электрик делает на столбе, называется “сидеть на когтях”.
А еще в Томске очень любят пить пиво. Было бы странным, если бы в городе не установили памятник в честь первых сибирских пивоваров. В основе проекта – открытка начала XX века, которой Роберт Крюгер, племянник основателя Томского пивоваренного завода, поздравлял томичей с Новым годом и Пасхой.
Томичи привыкли учиться на собственных ошибках. И, чтобы не попасть впросак, как это случилось в XIX веке во время приезда в город Антона Павловича Чехова (об этом эпизоде читайте ниже), в назидание горожанам здесь установили памятник дворнику. Человек с метлой и лопатой, выполненный из изогнутого листового железа, в настоящих кирзовых сапогах стоит на обычном мусорном контейнере с надписью “Уважайте мой труд”.
Утерли нос классику
Одним из самых знаменитых памятников Томска по праву стал “Антон Палыч в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего “Каштанки”.
Памятник установил на народные деньги томский скульптор Леонтий Усов. Так томичи “отомстили” классику за нелестную оценку, которую в свое время Антон Палыч дал городу в дневнике по дороге на Сахалин: “Томск гроша медного не стоит... Скучнейший город... и люди здесь прескучнейшие... Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Грязь невылазная... но возникают и зачатки цивилизации – на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад... Замечателен сей город тем, что губернаторы здесь мрут словно мухи... Обеды здесь отменные в отличие от женщин, жестких на ощупь…”.
Кстати, говоря об обедах, Чехов имел в виду ресторан “Славянский базар”, даже не подозревая о том, что будет увековечен как раз напротив этого заведения. А чтобы еще сильнее насолить писателю, местные студенты на удачу перед сессией трут ему нос. Идею подхватили и простые горожане.
Вот оно – счастье
Нет более счастливых людей в Сибири, чем томичи. У них даже памятник счастью есть.
Волк из мультфильма “Жил-был пес” с набитым бронзовым пузом – воплощение образа максимального счастья. Стоит его погладить по животу, и он с радостью ответит вам голосом Армена Джигарханяна: “Бог в помощь”, “Дай закурить”, “Ты заходи, если что”, “Щас спою!” и другие ставшие уже афоризмами фразы. Волк так понравился жителям и гостям города, что теперь копии памятника радуют также жителей Ангарска и Красноярска.
Томичи так же любят футбол, как астанинцы – хоккей. А самый верный футбольный поклонник города вообще никогда не покидает трибуны стадиона “Труд”. Газета “Футбол-Хоккей” в руке, во рту еле держится сигарета, шнурок на ботинке развязан… Этому фанату совершенно некогда устраивать потасовки с противниками по клубу.
Деревянный – значит надежный
Самому знаменитому деревянному рублю мира не страшен ни глобальный мировой кризис, ни мелкий мошенник. Еще бы, попробуй укради двухметровую монетку весом 250 килограммов! Причем памятник этот – точная копия настоящего металлического рубля, увеличенная в сто раз. Он изготовлен из цельной сосны, а сверху помимо специального состава, защищающего древесину от влаги, закрыт стеклянным саркофагом. Вандалы, они, знаете ли, везде одинаковые…
Эти и другие скульптуры Томска сегодня входят в список “Чудес России”. И если верить обещаниям местных скульпторов и архитекторов, то совсем скоро на томских улицах появятся неформальные памятники троллейбусному зайцу, граниту науки и даже ученым львам.
Маша БИККИНИНА, фото автора, Астана – Томск