Он же лирик

Если взять типичный список артистов, выступающих на отдельно взятом торжестве у сельского труженика Южно-Казахстанской области, то вряд ли вы увидите кого-то из этих исполнителей по ТВ или услышите по радио. Музыканты, работающие в этом направлении, практически не следуют мировым канонам продвижения на рынке. Запись на престижных лейблах, дорогостоящие клипы, агрессивный промоушн, пиар-скандалы – это все не про них. Народная любовь и сарафанное радио – вот двигатель их прогресса. И это отнюдь не преувеличение: артисты с периферии зарабатывают так, что многим нашим поп-исполнителям даже и не снилось.

К примеру, исполнитель песни “Акмаржан” ЗАТТЫБЕК. Видео на эту вещь можно найти в Интернете. Пока одни потешались над сельской романтикой, сквозящей из всех щелей – в клипе артист то кидает сено лошадям, то сам лежит в стогу, – другие голосовали тенге. По слухам, благодаря этой песне он за год заработал себе на квартиру в Алматы и роскошный автомобиль. И совсем уж шик высшего класса – с некоторых пор Заттыбека стали видеть на выступлениях исключительно в сопровождении телохранителей.

Феномен развития региональной эстрады вопреки мировым тенденциям требует отдельных, не побоимся этого слова, культурологических исследований, но мы пока остановимся на примере другого исполнителя, ставшего в последнее время невероятно популярным. Знакомьтесь, Кайрат НУРТАС!

В открытых источниках можно найти весьма скудную информацию о Кайрате. Родился в Туркестане, сценический дебют состоялся в Байконуре, когда мальчику было 10 лет. В 18 с успехом выступил в Алматы. Сейчас ему 23, говорят, он уже женат и имеет троих детей, что, кстати, певец опровергает. 30 ноября прошлого года состоялся сольный концерт во Дворце республики – при аншлаге и заполонившей весь город рекламе. С нее миру улыбался “гвоздь программы” в неизменных очках с желтыми линзами.

Как рассказал Жан МУКАНОВ, организатор частных и корпоративных торжеств, он был буквально шокирован, когда узнал, что Кайрату удалось собрать аншлаг в главном концертном зале южной столицы.

– Регионы, да, его очень сильно любят, я сам свидетель. Однажды в Таразе он давал два концерта подряд – в пять и в семь часов. И несмотря на то что реклама шла всего одну неделю, билетов было не достать. Но когда Нуртас собрал Дворец республики, для меня это был шок! Что интересно, Кайрат редко выступает на свадьбах. Ведь он же лирик, у него повсюду слезы, неразделенная любовь. Поэтому он лучше “продается” на юбилеи и дни рождения.

Ореол лирика пришелся по душе зрителям, а особенно зрительницам разных возрастов. Но даже у таких романтиков случаются нелирические отступления. Изрядно имидж ему подпортил ролик с незатейливым названием “Пьяный Кайрат Нуртас”, снятый на мобильный и выложенный в Интернете. Сложно сказать, был ли это намеренный пиар-ход или же видео попало в Сеть случайно.

Однако народ у нас отходчив, даже такое поведение готов простить, лишь бы певец продолжал одаривать поклонников песнями. Известно, что некоторые даже переносят даты торжеств, лишь бы невероятно востребованный Нуртас смог выступить на их тое.

На самом деле при всех восторгах публики по отношению к Кайрату, его репертуару, голосу и внешности огромная доля в успехе музыканта принадлежит другому человеку. Его маме Гульзире АЙДАРБЕКОВОЙ. Она по совместительству является продюсером певца, его менеджером, критиком и вдохновителем.

Интересно, что даже общение с прессой у артиста проходит через нее. Как правило, он сам комментариев не дает. Все, что нужно, готова сообщить мама. Она же часто фигурирует в фотосессиях певца.

– Как-то вы говорили, что Кайрат особенно популярен в Южно-Казахстанской области.

– Сейчас не только. Мы выступаем везде. В прошлом году дали три аншлаговых концерта в Монголии. После этого сразу поехали в Китай, там было 16 концертов также с полными залами. Потом Ташкент, там на улице без билетов остались триста человек. Затем Каракалпакстан, Киргизия…

По словам Гульзиры Айдарбековой, секрет популярности певца в том, что он поет душой. А за тем, чтобы песни неизменно получались душевными, следит она, помогая Кайрату в выборе текстов. Ведь именно они так трогают слушателей.

Пытаясь исследовать феномен популярности Кайрата Нуртаса, мы обратились к другому известному в Казахстане музыкальному продюсеру Алуа КОНАРОВОЙ. Та в свою очередь сравнила его музыку с шансоном, который тоже сейчас стал страшно популярен в России и за ее пределами.

– Признаться, я не знаю ни одной песни Кайрата, кроме “Аурмайды журек”. И, слушая ее, я пришла к выводу, что по мелодике, гармонии, аранжировке она напоминает шансон или дворовые песни. Такая же незатейливая мелодия, с таким же текстом. Как правило, многие дворовые песни хорошо расходятся среди народа, потому что народ не особо любит заморачиваться касательно сложных текстов, мелодических оборотов. Очень все просто, незатейливо, где-то даже примитивно.

– Как, по-вашему, будут конкурировать такая эстрада и та, что ориентируется на мировые стандарты. Что победит?

– Вы же сами понимаете, масса. Ее больше. Она будет слушать “Аурмайды журек”, “Кызыл орик”, “Шок кыздар”.

– Но ведь ваши подопечные, группа Rin’GO, также поют песни на казахском языке, хоть и в современных аранжировках, и пользуются популярностью.

– Но не такой массовой. Помните бешеную популярность “Ласкового мая” в России? Та же история.

Все дело в менталитете. Нам с ребятами в этом плане приходится сложно. Казахские слушатели не привыкли к шоу, они привыкли к статике, сугубо народным мелодиям и текстам. Тексты Rin’GO достаточно легкие для восприятия, они нужны, чтобы людям поднимать настроение. А у казахов издавна есть деление – либо ты поешь тойские песни, те, что можно исполнять, сидя за столом, либо что-то плачущее, страдающее. Поэтому народ будет любить то, что ему близко испокон веков. Это традиция.

…Даже продолжительная беседа с Алуа Конаровой, а также комментарии Жана Муканова и Гульзиры Айдарбековой не прояснили до конца вопрос, почему вопреки мировому опыту, где наиболее востребованными являются профессионализм и актуальность артистов, в наших краях популярны исполнители, которые предпочитают не заморачиваться высокими материями, а давать людям то, что они привыкли слушать. Перефразируя слова Тютчева, можно резюмировать, что умом вкусы нашего народа не понять. Их можно только принимать или нет.