Владислав родился 8 октября 1992 года. Спустя пару лет его мама Светлана и отец Валерий разошлись. Вскоре мать снова вышла замуж. Так у него появился второй папа – Евгений. Несмотря на это, общение с родственниками по отцу не прекратилось.
– Мы всегда отношения с ними поддерживали, – рассказывает Светлана Ващенко. – Владик постоянно гостил у дедушки с бабушкой. Как постарше стал, часто помогал им на даче.
Родной отец Валерий – человек глубоко верующий. Учил сына молитвам, воспитывал в православном духе.
Учителя говорят, что учился Челах посредственно. Склонностей к чему-либо не проявлял, правда, память у него – феноменальная.
– Если он присутствовал на уроке и слушал учителя, то потом мог все услышанное с большой точностью воспроизвести, – говорит Светлана. – Но ленился, занятия прогуливал иногда. Из-за этого решил после окончания девятого класса пойти учиться на машиниста электровоза.
У Влада была своя комната. Кровать, комод, шифоньер. Уютно, но безлико. Ни фотографии какой-нибудь на полке или стене, ни книг, ни каких-либо мальчишеских железяк.
– Он чем-нибудь увлекался?
– Одно время бегал, чтобы курить бросить, – говорит Светлана. – Ну и еще рыбалку очень любит.
Когда ехала на встречу с семьей Челаха, меня остановили гаишники для проверки документов. Разговорились, проверяющий оказался бывшим пограничником, служил на Дальнем Востоке. Он вспомнил случай, о котором ему рассказывал командир. Один из солдат на заставе ворвался с автоматом в кинотеатр. Нескольких ранил, нескольких убил, но его все же остановили.
– А тут пацан всех положил, да еще и сжег все... Не похоже на правду, – покачал головой гаишник.
У одноклассника Челаха Канагата КАСЫМХАНОВА тоже большие сомнения.
– Да у Влада просто духа бы не хватило на такой поступок, – уверен Канагат. – В школе он всегда тихим был. В основном дома сидел.
Другие одноклассники высказываются о Челахе в том же духе – про таких говорят: себе на уме.
Педагог карагандинской средней образовательной школы № 54, классный руководитель Владислава Наталья ГАРЛЯТОВИЧ называет его добрым и отзывчивым.
№ 21, где Челах учился на машиниста, также ничего негативного не отметили.
– Владислав мог за себя постоять. Показал себя человеком, отвечающим за свои поступки, – сказала Оксана ИЛЬИЧЕВА, которая преподавала у Челаха математику. Откуда же это поразительное хладнокровие, с которым он рассказывал подробности ЧП на пограничном посту “Арканкерген”? Как же такой примерный парень из Майкудука мог убить 15 человек?
Вот, к примеру, как Челах оказался в погранвойсках? Ведь выяснилось, что двое братьев его матери привлекались к уголовной ответственности. Один был осужден за кражи, а другой – за разбойное нападение. Да и сам Влад около двух лет состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Дед парня, Владимир Челах, пояснил, что Владик однажды стал свидетелем драки. Но для дачи показаний в полицию некоторое время не являлся, за что его и поставили на учет. Тем не менее с такими пятнами в биографии путь в пограничники – элиту армии – Челаху был явно заказан.
Есть еще в этой истории примечательный момент. В конце марта – начале апреля (родственники не могут назвать точную дату) Владислав попал в госпиталь, ему вырезали аппендицит. После этого обычно дается освобождение от тяжелых работ. Почему же его отправили на боевое дежурство на пост, да еще на дальнюю заставу?
Вроде бы мелочи, случайности, частности. А в итоге “выстрелила” трагедия. У следственных органов сомнений в виновности Челаха нет. Они предали огласке имеющиеся доказательства. Как все было на самом деле, будет разбираться суд.
– Если б знали, что так выйдет, постарались бы “отмазать” пацана от армии, – бросает в сердцах отчим Владислава Евгений.
Наверняка так думают сейчас все родные пограничников, в недобрый час оказавшихся на злополучном погранпосту…
Караганда