Олимпийские изломы Леонида СПИРИДОНОВА

– Я завязал с борьбой в 2012-м, вернулся в Россию в родной Якутск. Сейчас являюсь первым заместителем директора центра олимпийской подготовки, – рассказывает Леонид. – Так что в спорте остался. Правда, на ковер тянет.

– Вы появились в Казахстане в 2003-м. Помните, кто вас пригласил выступать за нашу страну?

– Конечно. Я был запасным в сборной России, и мы находились на совместных сборах. Было много команд из разных стран, в том числе и из Казахстана. Тренер из нашей области переговорил с Аманжолом Бугубаевым, который был наставником сборной Казахстана. Мол, нужен ли вам парень в весе до 66 кг? Тот посмотрел меня на схватках – я тогда был в отличной форме, хорошо боролся – и дал согласие. Но при одном условии: если выиграю Кубок Казахстана в Павлодаре. Я победил и начал выступать за сборную.

– Уже через год вы боролись на Олимпиаде в Афинах, стали пятым, проиграв схватку за бронзу.

– Тогда мне было 23 года, я практически не выезжал на крупные турниры, и у меня просто не хватило опыта выступлений на таком уровне. Поэтому каких-то больших переживаний из-за того поражения у меня не было. А вот после проигрыша в схватке за бронзу на Олимпиаде-2008 в Пекине не мог уснуть два месяца!

– Почему же?

– Тогда я мог бы бороться в финале. Чувствовал в себе силы выиграть медаль, но в схватке за бронзу случилось то, что оставило меня без награды. У меня был коронный прием – хватал соперника за ногу и проводил бросок. Вот и в той схватке удалось поймать противника за ногу, но я не провел бросок, а упал, и балл, который решил судьбу медали, получил соперник. Переживал очень сильно, но постарался как можно скорее вернуться в зал, приступить к тренировкам. Мне хотелось чего-то добиться. И я смог завоевать медаль на чемпионате мира в 2009-м в Дании. Честно говоря, после схватки за бронзу, в которой победил, у меня была только одна мысль: наконец-то! До этого три раза выступал на мировых первенствах, но возвращался ни с чем. До сих пор считаю, что быть призером мирового первенства дано не каждому. Поэтому для меня эта награда – самая ценная. Хотя ценю и другие: победу на чемпионате Азии в Алматы, бронзу Азиатских игр.

– Какие чувства испытали, узнав, что не выступите на Олимпиаде в Лондоне?

– Сразу скажу: не держу никаких обид. Тогда у меня была травма ноги, я пропустил несколько стартов. Естественно, что тренеры сделали ставку на Акжурека Танатарова, который был у них на виду. Это, как показала Олимпиада, был правильный выбор. Акжурек выиграл бронзовую медаль – так какие могут быть вопросы? Поэтому в той ситуации мне не было обидно. Я вообще не обижался, если соперник оказывался сильнее и побеждал. Всегда злился только на себя.

– После Игр в Лондоне Акжурек Танатаров в одном из интервью сказал, что у вас порок сердца. Слышали об этом?

– Читал это интервью. Акжурек в нем даже назвал меня “мешком”. Он погорячился и, может, сказал те слова, не подумав. Думаю, Акжурек сам знает правду, да и все остальные – тоже. На самом деле у меня никаких проблем с сердцем, к счастью, не было и нет. Не думаю, что тренеры дали бы бороться любому спортсмену, имеющему такие проблемы со здоровьем. Кто станет рисковать чьей-то жизнью?

– Вас в Казахстане-то хоть вспоминают?

– Благодаря Интернету я на связи с многими борцами, болею за ребят. Был очень рад, когда на прошлогоднем чемпионате Азии золото выиграл Расул Калиев. Знаю почти всех нынешних лидеров сборной: Жумагазиева, Ниязбекова, Шабанбая, со всеми отлично общаюсь.

– Вы с 2007 года представляли Астану. Вас чиновники из этого региона вспоминают?

– Главное, что меня помнят тренеры, борцы и иногда болельщики. А большего мне и не надо.