Полиция задержала нескольких человек, как минимум двоим из них грозит от шести месяцев до трех лет тюрьмы. После этого в Бразилии стали продавать воздушные шарики, наполненные водой, — для всех желающих погасить огонь Олимпиады. Как видно, бразильцы невзлюбили соревнования. Причина проста: в стране разворачивается масштабный экономический кризис, а правительство тратит миллиарды долларов на Игры, которым не суждено окупитьс - cообщает lenta.ru.
По данным июльского социологического опроса исследовательского центра Datafolha, опубликованного в газете Folha de Sao Paolo, 63 процента бразильцев ожидали от Олимпиады больше вреда, чем пользы. Ровно половина респондентов высказались против проведения Игр вообще, в то время как однозначно «за» высказались 40 процентов опрошенных. Против выступили даже жители города, принимавшего Олимпиаду: вредными для Рио посчитали соревнования 47 процентов (поддержали их 45 процентов жителей города).
Данные опросов соответствовали интересу бразильцев к Олимпиаде. По свидетельствам очевидцев, на многих состязаниях были пустые трибуны, а в некоторые дни журналистов на стадионах было больше, чем зрителей. Отчасти это объясняется дорогими билетами, которые стали еще одним раздражающим фактором для населения Бразилии.
В день открытия олимпийской деревни разразился скандал: глава делегации Австралии Китти Чиллер пожаловалась на протекающие трубы, запах газа, короткие замыкания, неработающие туалеты и отсутствие освещения на лестничных клетках. Она заявила, что участники австралийской сборной не будут заселяться в предназначенное им жилье. Аналогичные претензии были и у шведских футболистов. Впрочем, стадионы и площадки для соревнований серьезных претензий у спортсменов не вызвали.
Другая серьезная проблема Рио — преступность. Обстрелы автобуса с журналистами, избиения и грабежи спортсменов случались даже в относительно благополучных местах города. Свои претензии на содержимое кошельков участников и гостей Олимпиады предъявили и местные проститутки.
Конечно, досадные недоразумения неизбежно случаются на любом масштабном мероприятии, но такая откровенная враждебность местных жителей к спортивному событию, безусловно повышающему престиж страны, должна иметь серьезные основания. Причина кроется в текущем состоянии бразильской экономики.
Игры проводятся не в самое подходящее для экономики Бразилии время — страна находится в глубоком кризисе. Уже более года там наблюдается рецессия, самая глубокая с 30-х годов прошлого века.
В 2015 году ВВП Бразилии сократился на 3,8 процента. Это при том что раньше экономика росла темпами в семь процентов в год. По итогам первого квартала 2016 года спад достиг 5,4 процента.
По прогнозу Международного валютного фонда, экономика страны упадет на 3,8 процента, в то время как Всемирный банк считает, что ВВП Бразилии сократится на 2,5 процента.
Инвестиции в страну падают уже два с половиной года подряд. Производство в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг уменьшилось в среднем на 4,3 процента. Падает и потребительский спрос. Усугубляет ситуацию растущая безработица: в стране не только не создаются новые рабочие места, но и сокращаются уже имеющиеся — в среднем ежемесячно на 100 тысяч. Средний уровень безработицы с ноября 2015 года по январь 2016 года составил 9,5 процента — самый высокий показатель с 2012 года.
При таком положении неудивительно, что бразильцы раздражены тем, что государство направляет на организацию Олимпиады и строительство олимпийских объектов «лишние» деньги. Всего в Играх было задействовано 32 спортивных объекта, большинство из которых построили с нуля.
На организацию Олимпиады в Рио потрачено 10 миллиардов долларов, 90 процентов этой суммы — деньги налогоплательщиков. Олимпиады окупаются нечасто, и Бразилия вряд ли сможет что-то заработать. Если посмотреть на структуру финансирования Олимпиады в разные годы, можно сделать вывод о том, что ее прибыльность во многом определяется долей частного капитала: чем она выше, тем вероятнее, что мероприятие окупится.
Так, финансово успешными оказались Игры в Лос-Анджелесе в 1984 году, где не было потрачено ни одного доллара из кармана налогоплательщиков. Прибыльной оказалась Олимпиада в Сеуле в 1988 году, где участие государства тоже было минимальным.
Игры в Барселоне в 1992 году со средним госфинансированием просто окупились. Затем в 1996 году Олимпиада снова проводилась в США (Атланта), и снова — без участия государства, и тоже принесла финансовый успех.
Остальные Олимпиады финансировались из бюджетов стран-организаторов и оказывались убыточными. Исключение составляют Игры в Сиднее в 2000 году и в Пекине в 2008 году. Австралии и Китаю удалось сделать прибыльными соревнования, финансируемые преимущественно из государственной казны.
Но бразильская Олимпиада не стала исключением из правил.
Как правило, государство стремится использовать Олимпийские игры для того, чтобы улучшить инфраструктуру городов, стимулировать внутренний спрос, привлечь поток туристов и улучшить уровень жизни населения. Инвестиции иногда и вправду вызывают дальнейший экономический подъем. Строятся новые транспортные развязки, ветки метро, транспортные терминалы, аэропорты — все это может принести пользу в дальнейшем и благотворно сказаться на экономике страны.
Однако зачастую олимпийские мегаструктуры возводятся ради того, чтобы разгрузить транспортные артерии лишь на время Игр или перестроить устаревшие объекты. Экономическое обоснование при олимпийском строительстве приводится редко, чаще думают о престиже государства.
Ожидания притока туристов на Олимпиаду почти никогда не сбываются. Точнее, болельщики приезжают, но параллельно из города выезжает много тех, кто не желает оставаться в олимпийской столице, где взлетают цены на гостиницы, еду и услуги.
Сегодня основным доходом от Олимпийских игр являются средства, вырученные от продажи прав на трансляцию соревнований. Кроме того, есть еще лицензирование, доходы от продажи билетов, права на размещение информации в интернете, продажи олимпийских товаров, лотереи, сувениры и тому подобное.
Финансовые итоги Игр пока не подведены, но уже сейчас можно сказать, что от продажи билетов поступления будут весьма скромными: трибуны, как уже говорилось, были полупустыми (во многом из-за того, что обедневшие граждане Бразилии не могли их себе позволить). Что касается прав на трансляцию, то их выкупил телеканал NBC, принадлежащий американской компании Comcast, за сумму около 1,23 миллиарда долларов.
Сколько в результате удастся выручить организаторам — станет известно позже. Но на финансовый успех или даже окупаемость бразильской Олимпиады вряд ли стоит рассчитывать.