Каннский празднует свой 70-й юбилей и впервые в истории отечественной киноиндустрии там открылся национальный павильон Казахстана.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz побеседовал с известным отечественным кинокритиком Олегом Борецким, задавшись вопросом, когда наша страна сможет заявлять свои картины на фестивалях такого уровня?
- На ваш взгляд Каннский кинофестиваль является самым весомым среди всех международных?
- Есть три кинофестиваля категории «А». Это Берлинале, Каннский и Венецианский.
Нельзя сказать, что из этих трех фестивалей Каннский на первом месте. Каждый из них – это мощнейший эпицентр киноиндустрии.
У них разная направленность, формат. Берлинский кинофестиваль рассчитан на материалы, в которых отражается социум и проблемы внутри социума. Это, конечно, не значит, что там нет кино, как искусства, но эта главная тема. Каннский фестиваль больше выделяет какие-то достижения мэтров кино, и он всегда замечает новые дарования, которые проявляют себя именно в кино, как в искусстве. А Венецианский уже несет в себе больше кино в художественном понимании, как искусство. Среди кинематографистов Каннский кинофестиваль считается самым престижным, в нем соблюдается больше традиций.
- Почему казахстанское кинопроизводство не выходит на международную арену?
- Во-первых, казахстанские картины уже принимали участие в Каннах в программе «Особый взгляд». В 1998 году Гран-При удостоилась лента «Киллер» казахстанского режиссера Дарежана Омирбаева. В 2008 году этот же приз получила казахстанская лента «Тюльпан» режиссера Сергея Дворцевого. Конечно, для нашей страны это уже прорыв, но нас не было в основном конкурсе. И, я думаю, у отечественных кинорежиссеров должно быть большое желание оказаться в основном конкурсе.
- Что нужно сделать казахстанским кинематографистам, чтобы о нас заговорили на фестивалях такого уровня?
- Прежде всего надо снять достойную картину, которая была бы интересна всем по своей изобразительности, подходила тем критериям, которые всегда отличали кино от искусства. Это самое главное. Иными словами, она не должна быть конъектурной. Для фестивалей такого уровня не годятся наши легкие комедии для внутреннего пользования. Туда не может попасть официоз. Такие фильмы не могут претендовать ни на Оскар, ни на Каннский конкурс. Для примера – это продукты из цикла «Путь Лидера» и «Дорога к матери».
- Сколько должно пройти десятилетий прежде чем о нас заговорят?
- Сложно сказать. Это может появиться завтра, а может через 10 лет. Но это совсем не обозначает, что нам надо специально подстраивается под стандарты, это совершенно напрасное дело. Как правило, фестивали - некоммерческий продукт. Рассчитать можно успех каких-то сюжетов и жанров, которые популярны в данный момент, если это массовая культура. А фестивальное кино этим и отличается. Оно дает представление о новых тенденциях, новом языке, о каких-то других вещах, поэтому такое кино не всегда массовое. Здесь все зависит только от степени таланта, одаренности режиссера, сценариста, целой команды, которая делает это кино. Если они создают это искренне и талантливо, тогда это попадет. А если говорить о моде на фильмы или, например, кто-то заявляет: «мы сняли остро-социальное кино» и рассчитывают попасть в список фильмов, то это абсолютно не так. Масса примеров, которые показывают, как надо снимать и каким оно должно быть.
-Какие из казахстанских режиссеров могли бы создать такой продукт?
- У нас не так много режиссеров. Потому что молодые пока себя не проявили. Из тех имен, которые на слуху и делают очень скромный и минималистский арт-хаус, можно назвать Адильхана Ержанова, Ермека Турсунова и Дарежана Омирбаева. Пока молодая поросль в основном занимается коммерческим кино.