Откуда взялось это "там хорошо, где нас нет" и почему нам на самом деле кажется, что это так? По всей планете изо дня в день хаотично движутся в самых разных направлениях миллионы людей. Иммиграция - одна из самых горячих тем и в развитых, и в среднеразвитых странах, от США до Португалии и от Голландии до Канады. Темой этой долгие годы занимаются социологи и политики, чиновники и психологи, представители разных конфессий и правоведы. Затрагивая ее в своем очередном опросе, сайт Караван.kz. не претендовал на всеобъемлющее многосторонне исследование - для этого необходимо, по крайней мере, изучить и проанализировать характер аудитории. Тем не менее, результаты даже относительно поверхностного голосования "По состоянию на конец 2009 года планируете ли вы уехать из страны?" оказались весьма интересными.
В списке стран, намеченных для выезда на ПМЖ, несомненно, лидирует Россия. 18 процентов наших респондентов указали, что намерены переехать именно сюда. По некоторым прогнозам, состав населения РФ к 2050 году изменится настолько радикально, что русские "аборигены" окажутся в меньшинстве. Под наплывом мигрантов Россия уже стала более многонациональной, чем в советскую эпоху. За два десятилетия на ее территории практически полностью воспроизведен полинациональный состав СССР, возникли новые диаспоры. И она продолжает притягивать население бывших союзных республик: именно оттуда сюда направляются основные потоки людей, получающих статус "понаехали тут". Начиная с 90-х годов прошлого века, Россия устойчиво входит в число стран с высокими показателями внешней миграции. По мнению ученых Института научной информации по общественным наукам РАН, причины данного процесса очевидны. Для русских и русскоязычных Россия остается исторической родиной, куда они стремятся вернуться, особенно под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Что касается представителей титульных национальностей, то в числе причин, побуждающих их покидать родные края, могут быть низкая, не соответствующая прожиточному минимуму, оплата труда, не позволяющая содержать семью, высокий уровень безработицы, не говоря уже о полном отсутствии работы, особенно в небольших населенных пунктах. Толчком к переезду могут стать также бедность в сельских местностях, проблемы с жильем, разрушение систем социального обеспечения и отсутствие хотя бы намеков на социальное государство, близость менталитетов как наследие советской эпохи, кажущаяся гарантией того, что "все будет хорошо".
За первые пятнадцать-шестнадцать лет после обретения нашей страной независимости, то есть в 1992-2007 годах доля русских в Казахстане сократилась с 37 процентов до 25,6, украинцев - с 5,2 до 2,8, немцев - с 4,7 до 1,4, белорусов - с 1,1 до 0,6 процента.
По данным российских федеральных служб, иммигранты из Казахстана стремятся попасть в Центральный округ, включая Московскую, Белгородскую и Воронежскую области и собственно Москву. Интересуют их Калининградская и Ленинградская области, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. Они осваивают Приволжский федеральный округ, включая Саратовскую, Оренбургскую, Самарскую и Нижегородскую области, а также Башкирию. Восточнее заселяют Уральский округ, чему способствует - особенно для тех, кто делает это нелегально - необустроенность государственной границы в Астраханской и Волгоградской областях.
В официальных сводках говорится, что более 50 процентов казахстанских иммигрантов предпочитают нелегальный способ въезда в Россию. А вот на ПМЖ в другую страну СНГ из участников нашего опроса не собирается никто (0 процентов).
Зато некоторых наших соотечественников влечет Европа. На ПМЖ в ЕС планируют отбыть 8 процентов респондентов, на ПМЖ в другую страну Европы - 3 процента. Надеюсь, они знают, на что рассчитывают. Потому что я всегда в таких случаях вспоминаю рассказ моего знакомого, недавно побывавшего в Англии. Он был поражен дешевизной недвижимости в предместье Лондона и спросил тамошнего риэлтора: мол, это что же, я могу купить особняк всего за 50 тысяч? "Купить-то вы можете, - был ответ, - только что вы здесь делать будете?" Есть еще очень много тяжелых нюансов, которые мигрант ощущает на своей шкуре, только погрузившись полностью в контекст чужбины. То, что так заманчиво блестит на экране телевизора или во время турпоездки, выглядит совершенно по-другому в обыденной трудовой жизни. Даже если вы владеете языком и смогли официально оформить документы на проживание в стране. Зачастую самое трудное, что поджидает иммигранта на тернистом пути обретения новой родины - это невозможность вырваться из круга таких же иммигрантов и интегрироваться в общество, получив нормальную работу и равные с местными жителями права и обязанности. И еще один момент: можно ли быть уверенным, что удастся добиться здесь того уровня благополучия, о котором мечтается? Ведь заработная плата может оказаться весьма невелика, а жизнь - весьма и весьма дорогой. Тем не менее, дело, как говорится, хозяйское, и вполне возможно, что те 14 процентов опрошенных на сайте Караван.kz, которые собрались переселиться в США или Канаду, все скрупулезно подсчитали, учли все подводные камни и взвесили свои силы. Надо только иметь в виду, что места под солнцем цивилизации придется добиваться долго и настойчиво.
Если со статистикой и с меркантильной стороной миграционного процесса все более-менее ясно, то психологический аспект все же остается зачастую туманным. Меж тем, еще в 1934 году норвежский психиатр Орнульф Одегард доказал, что среди норвежцев, переехавших в Соединенные Штаты, диагноз "шизофрения" распространен чаще, чем среди оставшихся дома. Выводы Одегарда насчет иммиграции до недавнего времени не подвергались сомнению, споры шли лишь об их интерпретации. Может быть, шизофреники и другие неуравновешенные люди более склонны к переселению, чем здоровые? Или на них так сказываются тяготы переезда и адаптации? На помощь экономистам пришла Новая Зеландия. В 2001 году там были введены специальные иммиграционные квоты для обитателей слаборазвитых архипелагов и островов, раскинувшихся на просторах Тихого океана, - такая гуманитарная помощь. Билеты в потребительский рай разыгрываются при помощи лотереи. Квота для жителей королевства Тонга - 250 человек в год. Желающих в 10 раз больше. Для допуска к игре они должны пройти медосмотр, в том числе показаться психотерапевту. В Новой Зеландии физическое и психическое здоровье счастливчиков тоже находится под наблюдением. И вот - настоящий кладезь данных, анализ которых дан в недавней публикации Всемирного банка. Как выяснилось, душевное здоровье тонганцев, не участвующих в лотерее, то есть не проявляющих желания уехать, действительно несколько крепче, чем у потенциальных эмигрантов: 20,5 по 25-балльной шкале против 19,9. Зато те, кому посчастливилось добраться до Новой Зеландии, становятся здоровее домоседов - их средний балл увеличивается до 21,9. К эмиграции и впрямь склонны менее уравновешенные люди, но если они добиваются своей цели, то демонстрируют куда большую ясность духа, чем те, кто всем доволен и так. Часть объяснения в том, что на чужбине они резко повышают уровень своих доходов. Но дело не только в деньгах: при прочих равных самую большую прибавку душевного здоровья получают женщины. Возможно, эта информация будет полезной для тех, кто собрался на ПМЖ в Австралию или Новую Зеландию, то есть 5 процентов наших респондентов.
Еще ряд граждан планируют строить свою дальнейшую судьбу в других странах: в Латинской Америке - 1 процент респондентов, в Китае - 6 процентов, в другой стране Азии (1 процент) и в Африке - 2 процента.
Лично меня порадовал тот факт, что 17 процентов участников опроса до конца года отправятся за кордон в отпуск. Наверняка - в теплые страны, к морю. И совсем здорово, что 23 процента выбрали вот такой вариант ответа: "Нет, никуда не собираюсь". Потому что, братцы, как ни крути, а дома все-таки лучше. Хоть и написал Сергей Есенин свое знаменитое "Устал я жить в родном краю", а ведь в Америке жить так и не смог…