– Границы агломерации по предложению министерства определены так: с восточной стороны – до села Шелек (130 километров от Алматы), с западной стороны – до Узынагаша (50 километров), с южной – до города Капшагая (60 километров), – рассказал “КАРАВАНУ” заместитель начальника управления архитектуры Алматы Жанат АЙТЛЕУ. – Все города внутри этой территории – Капшагай, Есик, Талгар и Каскелен – должны стать контрмагнитами, которые будут оттягивать население от Алматы. Для этого в городах-спутниках нужно создавать места приложения труда.
Зона притяжения определялась таким параметром, как часовая транспортная доступность. Предполагается, что от этих населенных пунктов можно добраться до Алматы за один час. Это максимальное время, которое может потратить человек для ежедневных поездок от дома на работу и обратно.
Кому и как будет подчиняться территория агломерации – пока непонятно, форма управления еще не принята. Главное препятствие здесь – устоявшееся административное деление внутри страны. Его изменить очень трудно. Поэтому тут возможны варианты. Может быть, будет создана некая структура внутри правительства, которая будет заниматься развитием всех агломераций страны. Может быть, часть управленческих функций будет передана акимату Алматы. Вполне может быть создана некая комиссия из администраций города и области, которые будут согласовывать вопросы развития зоны между собой.
– Алматы станет моделью, на которой будут апробированы методы управления агломерацией, – уверен Айтлеу. – Ведь на подходе создание Астанинской и Шымкентской агломераций. Затем будет создаваться Актюбинская агломерация.
Но то, что Алматы будет контролировать как минимум строительство в пригородной зоне, архитектор не сомневается. На поверку оказалось, что акиматы города и области друг друга понимают не всегда. Так, в 2010 году была принята Программа развития пригородной зоны Алматы, а в 2014 году к Алматы были прирезаны 23 тысячи гектаров земли, на которых проживало 92 тысячи человек. Но оказалось, что там, где были запланированы дороги, стоят дома, а сами участки проданы. Например, через поселок Алгабас должно было пройти продолжение проспекта Рыскулова с выходом из города. Но сделать это невозможно. В итоге проект встал.
– Еще одна важная проблема – нужно ограничить рост населенных пунктов в пригородной зоне. Множество домов построено на сельскохозяйственных угодьях. Нужно прекратить такое хаотичное строительство, чтобы не потерять ценные земли, которые нужно использовать для выращивания продуктов питания, – подчеркивает архитектор. – На сегодня нужно определить реальные границы населенных пунктов, чтобы ограничить их рост.
Возможно, те участки, которые уже заняты под строения, будут включены в границу сел. А сами строения узаконены. Дальнейшее развитие сел и городов должно быть увязано с развитием самого Алматы, что означает – внутри агломерации все строительство перейдет под контроль акимата южной столицы.
Нужно поднимать уровень жизни в спутниках до уровня жизни Алматы. А это значит – обеспечивать их отоплением, водой, канализацией. Все эти системы должны быть централизованными. Тогда есть выигрыш в отношении территории.
Как всякий город-миллионер, а тем более бывшая столица, Алматы исполняет сразу несколько функций. В городе развита промышленность. Здесь, по сути, создан транспортный хаб, который распределяет потоки пассажиров и грузов на остальную территорию страны. Алматы намерены сделать финансовым центром Центральной Азии. Здесь же находятся крупнейшие научно-исследовательские и образовательные институты. Город остался культурной и религиозной столицей.
Все это как магнитом притягивает людей. В результате уже сегодня население Алматы составляет почти 1,6 миллиона человек по официальным данным и более 2 миллионов – по неофициальным. Но главное – все свои функции город может исполнять более эффективно, если распределит часть их по прилегающей территории. Так, развитие туризма предполагает наличие гостиниц в Алматы и мест притяжения в Алматинской области.
Все свои функции мегаполис отдавать спутникам не намерен. Но те объекты, которые перегружают город, будут выноситься в область, например промышленность. Часть населенных пунктов станет узкоспециализированными: в частности, вокруг транспортных узлов будут создаваться торговые и логистические центры. Акимат Алматинской области уже разработал план строительства таких торговых зон рядом с трассой БАКАД (Большая кольцевая автодорога). Вполне возможно, что в пригороде будут созданы научные и образовательные городки. Но большая часть будет заниматься выращиванием и переработкой продуктов питания.
Все это сделает территорию агломерации более урбанизированной. И, значит, доходы населения станут выше, а сама структура экономики города более стабильной и производительной.
Алматы