"Огромная улыбка и печальные глаза": последнюю роль Кикабидзе сыграл в казахстанско-грузинском фильме

Мы поговорили с режиссером казахстанско-грузинской картины «Больше чем любовь» Женисом Туматаевым, где Буба сыграл свою последнюю роль. В марте фильм выйдет в прокат. Режиссер рассказал нам о съемочном процессе, каким Буба был на площадке, и о правках, которые он вносил, сообщает корреспондент медиа-портала Сaravan.kz.

- Роль, которую сыграл Вахтанг Кикабидзе, писали изначально под него, либо была роль и потом его позвали?

- На основе синопсиса поступило предложение от грузинских коллег привлечь к съемкам фильма Вахтанга Константиновича. Но его участие в съемках было под угрозой срыва, в связи с его возрастом и состоянием здоровья. Он постоянно принимал процедуры гемодиализа. Возраст брал свое, мы все это понимали и терпеливо ждали, когда нам дадут возможность снять несколько сцен в одну смену. Группа две недели пребывала в подвешенном состоянии.

- Каким он был на площадке?

- И когда нам наконец дали отмашку и мы прибыли на локацию, то увидели на съемочной площадке огромную улыбку и печальные глаза. Но аристократичная статность и кавказская гордость была неотъемлемой частью его натуры. И для сцены с печальным воспоминанием о потерянном друге во время войны пришлось уговаривать его ссутулиться.

- Когда прошли съемки кинокартины?

- Мы заехали в Тбилиси в самый первый день пандемии. Как только пересекли границу, страна закрылась. Общепит и весь туристический бизнес свернулся. Был введен комендантский час. Приходилось каждые три дня сдавать ПЦР-тесты для всей группы, а это около 60 человек. За все время пребывания, к счастью, заболел лишь один человек — водитель технической группы. Очень переживали, что в этот период заболеет Вахтанг Константинович. Пришлось из основного состава съемочной группы на площадке оставить только тех, кто нужен непосредственно на съемках. Ассистентов и помощников попросили удалиться.

- Вносил ли он правки в сценарий?

- Первым предложением от Бубы (Вахтанга так называют коллеги и друзья) было внести в текст реплику от доктора: «… И еще вашему дедушке противопоказан кофе и ДЕВУШКИ...»

Второе. Когда я попросил его сыграть опечаленного от воспоминания по другу героя, Буба предложил трясущиеся руки. Но в кадре крупным планом он держал фото военного времени, где был его герой и друг-казах — Баха, трясущиеся руки не давали сфокусироваться на изображении. Он заметил, что оператор мучается, улыбнулся и отменил свое же предложение.

Третье. В сцене, когда в дом входит огромное количество героев — Фара, родители героя Азамата, внук, внучка и т. д., на построении мизансцены он запомнил, куда должен присесть Фара. Команда «мотор - экшн» - в дом входят герои, и каждый рассаживается по своим местам или встает на точку. Фара подходит к своему креслу и удивленно, растерянно смотрит на меня. На его место присел Буба и игриво улыбается. Все засмеялись, Буба встал и обнял Фару.

В сцене прихода внучки на разборки с дедом он на пианино играет мелодию из фильма Мимино «Чито грито». На заднем плане висел генеральский китель советской армии. Он посмотрел на художника и кивнул на китель. Художник молча его убрал. Все всё поняли.

- Как отзывался о казахстанском кинематографе?

- О казахстанском кино не говорили. О стране он с улыбкой сказал: «Ваш апорт, ваш коньяк и сигареты «Казахстанские» с черным фильтром никогда не забыть».