Банковское сообщество уже давно ждало этих мер, поскольку действия регуляторов были проанонсированы.
Эксперты просчитывают, какие последствия ожидают не только отдельно взятые банки, но и финансовую систему в целом.
Причина, почему АФН и Нацбанк избирают довольно жесткий стиль надзора и регуляторных функций, собственно, одна. Считается, что казахстанские банки довольно много заимствуют за рубежом, но этому в общем-то положительному фактору (все-таки банки не испытывают проблем с фондированием и кредитованием реальной экономики) сопутствует слишком много рисков: валютный риск, и риск рефинансирования, процентный риск и риск ликвидности.
Специалисты АФН считают, что банковский сектор сегодня подвержен значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банка.
Они отмечают, что казахстанские банки внешние заимствования привлекаются в основном по плавающей процентной ставке. Если ситуация на мировом рынке и условия кредитных соглашений резко изменятся, "банки могут быть неспособны своевременно ответить по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики".
Именно поэтому АФН внесло изменения в инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня. Документ предусматривает установление лимитов валютной ликвидности в целях мониторинга соответствия по срокам погашения активов и обязательств банков по каждой иностранной валюте, размер обязательств в которой составляет не менее 1 процента от размера обязательств банка. Лимит текущей, краткосрочной и среднесрочной валютной ликвидности устанавливается в размере 0,9-0,6 в зависимости от соотношения среднемесячного размера высоколиквидных активов в иностранной валюте и оставшегося срока погашения. Чем лучше это соотношение, тем меньше устанавливается лимит. Данные лимиты валютной ликвидности обязательны для соблюдения банками с 1 октября 2006 года.
С 1 июля банки должны соблюдать максимальный лимит краткосрочных обязательств перед нерезидентами РК в размере собственного капитала банка.
К таковым относятся обязательства с первоначальным сроком погашения до одного года включительно, а также срочные обязательства перед нерезидентами РК с безусловным правом кредитора требовать досрочного погашения обязательств, за исключением срочных и условных депозитов физических и юридических лиц, кроме банков. При этом АФН согласно дать отсрочку на 1 год для некоторых банков, которые уже имеют привлеченные заимствования и не могут сразу выполнить данный норматив.
АФН, таким образом, стремится ограничить внешние заимствования банков с коротким сроком погашения. Дело в том, что именно эти кредиты очень часто направляются для финансирования долгосрочных проектов, что не лучшим образом сказывается на ликвидности и стабильности банковского сектора.
Национальный банк, в свою очередь, утвердил новые правила о минимальных резервных требованиях. Если раньше в структуру обязательств банков включались только внешние обязательства, то теперь в нее включена и сумма внутренних обязательств банка вне зависимости от сроков их погашения и сумма иных обязательств банка.
Специалисты Нацбанка уже подсчитали, что внутренние обязательства банков, которые подпадают под новые нормативы, увеличатся более чем в два раза, а иные обязательства - в 3,3 раза.
Тем не менее, в Национальном банке заявляют, что большинство коммерческих банков все-таки сможет выполнить новые обязательства к минимальным резервным требованиям: активы каждого банка достаточны, чтобы безболезненно сформировать дополнительные резервы. Более того, в некоторых банках настолько избыточна ликвидность, что она нуждается в подобной стерилизации.
Понятно, что новые правила требуют переводить активы, которые приносили доход, в резервы Нацбанка.
Поэтому, уверен директор департамента исследований и статистики Нацбанка Данияр Акишев, банки начнут по прибыли что-то терять. Так что регулятивный орган получит положительный эффект с осложнениями: ликвидность в некоторых банках сократится, но в то же время может сократиться и часть активов, приносящих доход. Это чревато, по мнению некоторых аналитиков, тем, что коммерческие банки начнут "наверстывать" свою прибыль, например, за счет удорожания кредитных ресурсов. То есть, уже в ближайшей перспективе на банковском рынке могут подняться ставки на кредиты, предоставляемые как для физических, так и юридических лиц.
Возможно, таким образом Нацбанк сможет несколько снизить инфляционное давление на экономику.
Но это не факт. Некоторые банки могут и не снизить свои внешние заимствования. У них есть пусть небольшой, но все-таки выбор: сократить обязательства, пересмотреть свою стратегию. Нацбанк же де-факто рассчитывает на то, что банки примут то меню, которое предлагают регуляторы, то есть резко ограничить себя в рационе внешнего фондирования.
Самая главная проблема в том, что крупные банки страны уже набрали такое количество кредитов, которое не позволяет им безболезненно впредь отказаться от подобной практики. Им требуется рефинансирование своего долга, и они его получают на внешних рынках. Если же попробовать отказаться от иностранных займов, то многим банкам будет просто нечем рассчитываться по своим старым долгам. Когда они еще нарастят мышечную массу и наберут внутренних денег для покрытия своего долга?
В этом главная загвоздка: как отмечают некоторые международные аналитики, казахстанские банки уже хорошо подсели на долговую иглу.
Так что, вероятно, регуляторы рынка так и не получат того эффекта оздоровления банковской системы, на который рассчитывают, вводя меры ограничительного характера. Через некоторое время им придется снова изучать рынок, чтобы попытаться укротить банковскую активность еще раз.
Фото с сайта http://www.naviny.by