Ограничение на ввоз авто. Чистка от хлама или лобби?

26 мая вступил в силу приказ “Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам”. Теперь нельзя поставить на учет машины, не соответствующие экологическому классу Евро-4, а также авто без подушек безопасности, креплений детских сидений, дневных ходовых огней и антиблокировочной системы тормозов. Перечень “особых требований” – основательный. И главный лозунг, для чего это делается, – навести порядок в автомобильном парке страны. Мол, в последние годы в страну завезено немало бэушных машин, купленных в соседних странах. Вал покупок пришелся на начало этого года – казахстанцы ввезли из России десятки тысяч авто, воспользовавшись падением цен из-за колебаний курса рубля. Но есть и другие версии, почему принят такой закон. Дескать, такими заградительными мерами опять-таки пытаются поддержать местных производителей. Мало им бюджетных миллионов, выделенных под льготные кредиты, так еще и запреты подавай.

Но на ком отразятся новые правила ввоза? В первую очередь на среднестатистическом казахстанце, который покупает авто в пределах 10–15 тысяч долларов. Теперь взять за такие деньги машину в соседней России или Киргизии не получится. Авто должно соответствовать требованиям Евро-4, а цены тут начинаются от 20 тысяч долларов.

Адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ:

– У нас есть соглашение в рамках ЕАЭС, подписанное 1 января этого года, о свободном перемещении товаров, и там не написано, что есть исключения. Но стали появляться дополнительные нормы, противоречащие этому. Ограничение на ввоз авто – это первая плохая ласточка, следом могут ввести ограничения на кур, арматуру, другие товары. И к чему мы придем? К тому, что мы практически нивелируем действие соглашения о ЕАЭС!