Огласите весь список, пожалуйста: какие лекарства в Казахстане вновь будут продавать без рецепта

В него должны войти препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, гепатопротекторы и местные анестетики, желчегонные и жаропонижающие, антигистаминные и кроветворные, лекарства для купирования приступов мигрени – всего более ста позиций. Вопрос решится уже в начале июля. А пока в Казахстане продолжает трясти аптечный рынок. Почему права предпринимателей оказались защищены лучше, чем права пациентов, “КАРАВАНУ” рассказала председатель комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК Людмила БЮРАБЕКОВА.

– Ужесточение правил продажи лекарственных препаратов привело к панике. В аптеках порой нельзя купить без рецепта обычный цитрамон или витамины. Обязательно ли, борясь с теневым сектором, создавать такой ажиотаж?

– Почему мы боремся с теневым рынком и почему хотим, чтобы нас услышали? В стране стало очень много фальсификатов. Страшно, когда пациент купит препарат в надежде вылечиться, а это окажется всего лишь мел, закончиться такое “лечение” может печально. Таких случаев из года в год становится больше, были заведены уголовные дела.

Почему мы боремся за рецептурный отпуск лекарств? Потому что нельзя каждый чих заедать антибиотиком, не посоветовавшись с врачом.

Это чревато тем, что организм выработает устойчивость к препаратам и перестает на них реагировать. Напомню: в разработку новых антибиотиков мировая фармацевтика уже практически не вкладывается. Их нет на рынке уже несколько лет. Дошло до того, что банальный левомицетин остался единственным препаратом при лечении менингококкового менингита. Больше никакие антибиотики не действуют. И если мы его будем применять при обычной диарее, то завтра, в случае возникновения такого серьезного заболевания, человеку уже ничего не сможет помочь. Ничего! Поэтому этот антибиотик максимально вывели из использования, его нигде больше не назначают, он считается антибиотиком резерва. Такая же ситуация с бисептолом. Вот почему такие препараты должны продаваться строго по рецепту.

Даже обычные жаропонижающие могут представлять большую угрозу.

500 миллиграммов парацетамола вреда организму не нанесут, но небольшая передозировка, к примеру, 6 пакетиков вроде бы безобидного терафлю, содержащего парацетамол, в день – и токсический гепатит обеспечен.

Любимый многими нимесил – то же самое. А токсическое повреждение клеток печени необратимо. Такие гепатиты переходят в циррозы, а там уже трансплантация. Кому нужна такая перспектива? Почему и идет речь о том, что лекарства должен назначать врач.

На самом деле запрет на безрецептурную продажу лекарств – не новая норма. Она давно существовала в регламентирующих приказах. Из нового в майском приказе мы прописали, что препараты нужно выписывать не по торговому наименованию, а по международному непатентованному. Чтобы пациент, приходя в аптеку, мог выбрать – от самого дешевого до самого дорогого. Елжан БИРТАНОВ: Лекарства, предназначенные для бесплатной раздачи, попали в продажу

Но к ажиотажу в аптеках привела даже не эта, а другая норма – мы увеличили срок хранения рецептов до 3 лет. Нам это необходимо для контроля. Пока мы, к сожалению, не можем просто зайти в любую аптеку и проверить ее, так как действуем в соответствии с планом профилактических проверок. При наличии в стране 8 тысяч аптек мы можем проинспектировать за год не более 200, и многие из них из нашего поля зрения выпадают. Поэтому мы увеличили срок хранения рецептов до 3 лет, в надежде что за этот срок охватим проверкой больше объектов и посмотрим, все ли требования они соблюдают. А аптеки этого не хотят.

– Их можно понять. Где они должны 3 года хранить бумажные рецепты?

– Этот вопрос актуален только до конца года. С января мы будем полностью переходить на электронный формат выписывания рецептов.

– А поликлиники к этому готовы? В кабинетах врачей то компьютеры виснут, то база не работает…

– На базе информационной системы лекарственного обеспечения, которая действует в рамках ГОБМП, розницы не будет. С 1 января 2020 года мы переходим на новую платформу, она предусматривает более 30 тысяч объектов, а сейчас у нас только 3 тысячи объектов в базу заведено. То есть значительно увеличится количество поликлиник и аптек, которые смогут пользоваться этой информационной системой, и там уже виснуть ничего не будет.

Для пациента это тоже будет удобно. Вы заходите в аптеку, сотрудник вводит ваш ИИН или ф. и. о., в базе появляется ваш рецепт, вам отпускают нужный препарат, ставят галочку “погашено”, информация уходит в систему хранения.

При этом в рецепте будет прописано не конкретное лекарство, а международное непатентованное наименование. Это обеспечит право выбора. Провизор, согласно правилам этического продвижения лекарственных средств, обязан предложить все соответствующие рецепту препараты – в разных ценовых категориях, а пациент выбирает в зависимости от своей платежеспособности.

– Он не может проверить ассортимент в аптеке. И, если ему скажут, что дешевых таблеток в данный момент нет, он купит те, что дороже, и как быть? Здоровье всего дороже, да и деньги – тоже.

– Такое тоже может быть. Это бизнес, и его защищает Предпринимательский кодекс. Защита предпринимательства у нас, к сожалению, дала крен – мы потеряли защиту пациентов. Поэтому, собственно, и было принято решение создать наш комитет. Мы ужесточили требования к розничной реализации фармпродукции. За каждое первое нарушение на аптеки налагается штраф, за повторное будет приостановлена лицензия. Предприниматели сильно этого боятся, поэтому и возник ажиотаж. Как результат – одни перегибают палку, отказываясь продавать без рецепта даже те препараты, которые можно без него отпускать, а другие, боясь потерять доход, пытаются накрутить эту ситуацию. Но мы от своих требований не откажемся, лишь расширим перечень безрецептурных препаратов. Остальные – через врача.

– К нему еще попасть надо. Гормоны, к примеру, назначает эндокринолог, очереди к нему нужно ждать месяцами, и что тогда делать?

– Нужное лекарство может выписать и врач общей практики, но для этого надо обязательно встать на учет к узкому специалисту. Он сделает в карточке отметку о постоянном приеме препарата, и тогда ВОП спокойно будет его выписывать. Кстати, рецепты может выписывать любой врач: врач частной клиники, врач, работающий в стационаре, если он ведет консультативный прием и назначает препараты, даже врач скорой помощи, если есть такая необходимость. Так что, пожалуйста, встаньте на учет! Тем более что в январе перечень бесплатно выдаваемых препаратов в Казахстане расширится. Вся базовая терапия, артериальная гипертония – всё бесплатно. Если препарат нужен постоянно, берете рецепт сразу на 3 месяца. «Теперь людям можно просто ложиться и умирать?» - казахстанцы о ситуации в аптеках

– На таблетки, которых нет в списке бесплатных, можно получить рецепт сразу на 3 месяца?

– Можно. А с той информационной системой, которую мы хотим запустить с нового года, будет еще проще. В ней будут учтены все пациенты, состоящие на учете. Врач выберет схему лечения, она автоматом сформируется в заявку, которая уйдет к единому дистрибьютору для закупа. Эта же система потом будет самостоятельно раз в 3 месяца выдавать рецепт. Человеку даже к врачу за ним ходить не нужно, достаточно раз в полгода приходить на контрольный осмотр. В эту систему будут заведены все аптеки, в том числе частные.

НУР-СУЛТАН