Из вертолетов Ми-17 и Ми-8, как правило, производится десантирование личного состава численностью до взвода, а с применением самолета С-295 десантируемый лимит возрастает до роты и даже больше. По словам командующего ДШВ генерал-майора Алмаза Джумакеева, это позволяет «ставить и выполнять более масштабные боевые задачи, чем раньше», сообщает медиа-портал Caravan.kz.
501, 502, 503, кольцо… 504, 505, купол…
Каждый десантник знает этот счет назубок и может произнести его даже во сне, когда его ухо уловит вдруг до боли знакомое: «Пошёёёл…». Но сейчас передо мной прыжковое поле.
Погрузка в самолет С-295 занимает немного времени. Заместитель командующего ДШВ полковник Нурмахан Худайбергенов уже внутри него напоминает, как должны быть закреплены парашют и система стабилизации. Говорит своим подчиненным, что при приземлении нужно стараться не упасть на правый бок, чтобы не повредить страхующий прибор, отсчитывающий время для автоматического раскрытия двухконусного замка в воздухе. Еще необходимо помнить и о моменте отделения от самолета. Те самые 501, 502, 503…
Пока летели до места выброски, всем можно было вздремнуть. У кого крепкие нервы, те даже похрапывали. Но вот звучит команда «Приготовиться!», и десантники резко вскидывают головы, открывают глаза, вспоминают, выходя из дремы, что они в самолете и что через пару минут надо будет шагнуть прямо в открытое небо. Ногами по нему пройти, переродиться, почувствовать в себе силу и взглянуть на себя по-новому. Министерство обороны решило заново одеть и обуть армию: к новой форме есть много претензий
Выпускающий, который покинет самолет последним, пристегивает к туго натянутому металлическому тросу за карабин камеры стабилизирующего парашюта каждого десантника. Карабин камеры своего стабилизирующего парашюта - за фал, прикрепленный к отдельному тросу у двери. Внутреннее напряжение у всех. Главное - собранность. Необходимо быть внимательным, сконцентрированным, чтобы при отделении от самолета все сделать точно. Сгруппироваться, сомкнуть колени, закрыть рот. Первый прыжок для десантника - чувство непередаваемое. Эйфория, адреналин… А второй, третий и последующие - уже осознанная работа.
Гул самолета ровный. Две минуты до прыжка, 800 метров над землей, боковая дверь самолета открыта. Через нее видно землю и деревья. Отсюда они кажутся такими маленькими и безмолвными. В ушах тишина.
Полторы минуты до прыжка, минута, 30 секунд… Пульс учащенный, сердце готово вот-вот выпрыгнуть из груди. Десантники встают и один за одним мелкими шажками продвигаются к выходу. Нерешительных, слава Всевышнему, нет, выходят все красиво и дружно. И те движения, что при отработке на земле или десантной вышке кажутся неловким танцем, сейчас - завораживающе красивая мужская работа. Считанные секунды, и последним борт покидает выпускающий. Камера его от стабилизирующего парашюта, пристегнутая к фалу, остается болтаться на ветру в пустом салоне самолета. Наблюдаю: вышли все, и купола открылись как положено. Десантники приближаются к земле, чтобы собраться в назначенном месте и выполнить поставленную командиром задачу.
Новые возможности открываются по утвержденному плану
- Десантирование с выполнением последующей задачи совершили сегодня свыше двухсот офицеров и военнослужащих по контракту Алматинского, Конаевского и Жетысуского гарнизонов, - комментирует командующий Десантно-штурмовыми войсками генерал-майор Алмаз Джумакеев. - Перед прыжками офицеры воздушно-десантной службы управления командующего ДШВ провели с личным составом инструкторско-методические занятия по организации и выполнению парашютных прыжков с самолета. Инструктаж включал наземную отработку элементов прыжка и поэтапную укладку парашютных систем.
- С увеличением в Вооруженных силах парка военно-транспортной авиации мощный толчок к развитию получит и воздушно-десантная служба. У нас появится возможность десантировать не только личный состав в значительно большем объеме, но и боевую технику, вооружение и большие грузы. Мы заинтересованы в повышении профессионального уровня офицеров воздушно-десантной службы и проводим для этого ряд важных мероприятий. Решен вопрос о направлении военнослужащих на курсы повышения квалификации в сертифицированные учебные заведения стран ближнего и дальнего зарубежья. Расширяется география использования различных парашютных систем, самолетов военно-транспортной авиации, а для этого необходимо подготовить высококлассных специалистов, чтобы они, получив допуск, обучали на нашей учебно-материальной базе своих сослуживцев…
Перед тем как вторая группа десантников зашла на борт С-295, генерал-майор Алмаз Джумакеев напомнил подчиненным, в чем заключается настоящее мужество.
- Любой человек испытывает страх, прыгая с парашютом. Но мы, десантники, отличаемся тем, что умеем его преодолевать и четко выполнять поставленную задачу. Это и есть настоящее мужество. Выполнить боевую задачу и вернуться на базу живыми.
- Алмаз Дженишевич, солдаты-срочники тоже задействованы в прыжках?
- Нет. К совершению парашютных прыжков из самолета военно-транспортной авиации С-295 были допущены исключительно подготовленные военнослужащие, имеющие за плечами не менее пяти прыжков с парашютом. Солдаты срочной службы в десантировании с самолета С-295 участие в этот раз не принимали. Только курсанты второго курса Военного института Сухопутных войск имени Сагадата Нурмагамбетова, обучающиеся по специальности «управление десантно-штурмовыми подразделениями» и «управление разведывательными подразделениями» выполнили прыжки с парашютом с применением военно-транспортной авиации.
При этом к практическому выполнению прыжков с парашютом были допущены курсанты, освоившие полный курс наземной подготовки и отвечающие всем медицинским требованиям.
- Десантирование будущих офицеров прошло в штатном режиме, все курсанты справились с поставленными задачами, - доложил командир 11 роты курсантов капитан Айғали Аманжолов. - Вместе с курсантами в числе первых шагнули в небо и их командиры, показав пример подчиненным. Когда курсант видит своего командира в одном с ним строю, его морально-психологическое состояние значительно повышается. Совместный прыжок с парашютом объединяет, сплачивает. Только своим личным примером мы можем выработать у курсантов чувство ответственности и гордости.
Перед прыжком курсанты под руководством опытных преподавателей изучали тактико-технические характеристики парашютных систем, действия парашютистов до раскрытия куполов и после. Отрабатывали порядок приземления и действовали по различным вводным…
Служба в ДШВ - романтика. Не устаю об этом повторять. Имея за спиной за время своей армейской службы 137 прыжков с парашютом, каждый раз наблюдая за выброской десанта, волнуюсь, как в юности. Это незабываемо. Никто, кроме нас!