Недавно телеграфные агентства мира облетела информация о юном мультимиллиардере из Астаны, купившем виллу на берегу южного моря на несколько десятков миллионов евро дороже той суммы, которая у него запрашивалась.
Подобная странность нувориша могла сойти за единичный анекдот, если бы маклерская практика Западной Европы не приносила аналогичные примеры чуть ли не ежемесячно.
“Не обижайте меня дешевизной”!
У некоторых обитателей Южной Германии и Австрии с недавних пор в ходу руссконемецкий разговорник с такой вот фразой, напечатанной на латинице: “Njet, ya ne chotchu prodavat svoi dom!”
Однако продать то или иное приглянувшееся строение гости из Центральной Азии и Восточной Европы предлагают все чаще и все напористее. По подсчетам Ральфа Зорга, шефа посреднической фирмы IVD – Der Immobilienverband Deutschland Sued:
– Клиенты из постсоветского пространства стали приобретать в собственность самую престижную и дорогую немецкую недвижимость почти в десять раз чаще прежнего...
Начало этой закупочной лихорадке было положено еще на рубеже веков. Уже тогда известная мюнхенская фирма KristallLenchten отправила до полудюжины роскошных люстр на улицу ВильгельмфонМюллер Вег, 10, что в уютном “пряничном” (дома здесь выглядят ну точно как праздничные пряники!) городке ГармишПартенкирхен. В графе “Получатель” значилось: “An Frau Tatjana Elzin”. А “дом №10” оказался средневековым замком “Ляйтеншлёссель”.
По версии немецких СМИ, этот архитектурный шедевр был подарен дочери первого российского президента Романом Абрамовичем.
С той поры, как уже отмечал герр Зорг, приток богатеньких “буратинок” из России, Казахстана и Украины вырос на порядок. Если на рубеже веков горнолыжный курорт Гармиш посещало не более тысячи наших соотечественников, теперь ежегодный счет переваливает за 10, а то и 15 тысяч.
– Месяца не проходит, чтобы ктонибудь из ВАШИХ не спрашивал меня: “Продаете?” – жалуется Марта Винкдорф, обладательница расписного фахверкового особнячка на Людвигштрассе. Бывшую учительницу более всего поразил тот факт, что большинство из вопрошающих сразу же предупреждают: “Цена не интересует вообще!”
Подтверждением тому, что формируется тенденция, не имеющая аналогов на планете, может послужить и диалог одного такого нувориша с мэром Китцбюэля. “Наш” попросту расхохотался, услышав, что виллу, считавшуюся чуть ли не гордостью австрийского горнолыжного курорта, выставили на продажу “всего лишь” за 5 миллионов евро.
– Этот молодой еще мужчина назвал подобную цену непрестижной и унизительной, – сокрушался позднее Клаус Винклер.
Кстати, вскоре амбиции заезжего олигарха были удовлетворены. Он прикупил шале в соседнем городке за 12 миллионов...
Казахский язык с английским акцентом
Пока, правда, разбогатевшие казахстанцы в подавляющем большинстве ищут в той же Германии недвижимость пусть и дорогую, но не самую помпезную. На днях, к примеру, автору этих строк довелось любоваться новым жилым комплексом двухуровневой планировки в самом престижном районе баварской столицы. Среди густых кущ и райского пения птичек разместилось три десятка уютных “гнездышек”. Самое “крохотное” из которых – 115 квадратных метров.
Цена, по мюнхенским меркам, просто заоблачная – до полутора миллионов евро! Но, как сообщил местный маклер, попросивший не называть его имени:
– За первую неделю продано пять квартир. Из них три куплены гражданами России и Казахстана.
Словно бы в подтверждение некая смуглолицая прелестница выпорхнула из подземного гаража и стала комуто выговаривать в “трубку”, мешая русские слова с казахскими:
– Ой, балашка, зачем мне этот ваш футбол! Жок, жок! Возьми лучше яхту, покатаемся...
– Простите... – опрометчиво встрянул ваш корреспондент.
Дамочка смерила бородача явно славянской наружности подозрительным взглядом и фыркнула: “I don’t understand you!”.
По путинским местам
По данным “Fremdenverkehrsamt'а”, баварского ведомства по учету передвижения иностранцев, только с января по март этого года количество гостей из Казахстана и России возросло более чем на треть. В одном лишь Мюнхене за этот период бронировали места в гостиницах 40 488 гостей из Москвы, СанктПетербурга, Алматы и Астаны.
– Господин Путин сделал нам отличную рекламу! – улыбается довольно Иннегрит Фолкхардт, управляющая роскошным отелем “Bayrischer Hof”. Он открылся еще в 1841 году. Принимал императоров и кронпринцев. Лет сорок с лишним тому назад здесь обосновалась Конференция по вопросам политики безопасности. Прошлогодняя “ястребиная” речь Путина не только прогремела на весь мир, но и сделала “Байришер Хоф“ чуть ли не обязательным объектом посещения для многих записных “государственников и патриотов”.
Скупать – так целый магазин!
Баварским папарацци удалось недавно заснять визит очередного московского гостя с задумчивым лицом – собирателя яиц Фаберже. Олигарх прикатил на белой “Ламборджини”, снял в гостинице на Променаденплатц, 2–6, апартаменты в колониальном стиле от полутора тысяч евро за сутки и выше, потом отправился на “Виктуалиенмаркт”. Местным этот старинный рыночек позволяет определять уровень финансового процветания соседей. Существует даже народная присказка: “Богат настолько, что кормит свою собачку с Виктуаля”. Правда, жена Никиты Михалкова, к примеру, после “Виктуалиенмаркта” умилялась в московской прессе:
– Все есть, все свеженькое и такое дешевое!
Одна же “половинка” казахстанского олигарха ввела в шок Кристиана Стемпфубера, хозяина нового филиала фирмы “Дольче & Габбана” в центре самого дорогого города ФРГ:
– Дама уточнила сперва, правильные ли у меня цифры на этикетках, а затем стремительно скупила половину магазина...
Тысчонка на чай
Все еще ошарашен и Зепп Кратц, один из устроителей знаменитого “Октоберфеста”. Лет несколько назад его необъятный шатер “Ипподром” посетил сам Роман Абрамович. Он остался настолько доволен питьем, едой и сервисом, что дал на чай беспрецедентную за всю историю праздника сумму:
– Наверное, ему было все равно, что подвернется под руку в кармане, – потрясенно вспоминает герр Кратц. – Это были две купюры по 500 евро! Похоже, у вас там в России мельче денег и не бывает...
Не бывает много денег и много водки!
Действительно, не только абрамовичи наведываются в Германию именно с “пятисотками” – самым неходовым здесь и самым трудноразмениваемым средством платежа. Карл Лангеггер, владелец кабачка Zum Spoekmeier, оббегал все ближайшие супермаркеты, пока не разменял такую “бумажку”.
Ею расплатилась дюжина фанов “Зенита”, прилетевших на матч с “Байерн Мюнхеном”. В ту короткую пору российского футбольного счастья многие рестораторы проверили на деле необъятность и глубину загадочной русской души.
– Сорок лет я был уверен, что семи бутылок водки на месяц работы вполне достаточно, – с блаженной улыбкой окунается в прошлое герр Вальбриннгер, хозяин древней пивнушки на углу у центрального баварского вокзала. – Но тут ввалились эти парни из СанктПетербурга, и мне пришлось срочно бежать сразу за двумя коробками “Московской”!
Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в Германии, Мюнхен – ГармишПартенкирхен – Китцбюэль. Германия – Австрия