Однажды бизнес, рынок и наука...

Предположим, ученый изобрел нечто потрясающее. Эдакую штуку, которая при производстве, скажем, чугуна позволит сократить расходы и время.
Но как побыстрее внедрить открытие в реальное дело, чтобы страна мало того, что начала сама на этом получать барыши, так еще и другим продала методу?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется заходить издалека. Прежде всего, такого ученого надо вырастить и выучить. Затем - обеспечить условия для полета его мысли. А уж когда мысль выдаст нечто оригинальное, в дело вступает бизнес. При этом, естественно, требуется заинтересованность и поддержка государства.
Мир давно понял: без какого-либо элемента в цепочке образование-наука-бизнес-рынок о создании высоких технологий мечтать не приходится. Все тесно взаимосвязано.
Сегодня у нас так: бизнес - сам по себе, наука сама по себе. Что касается высшего образования, должного готовить квалифицированных специалистов, то здесь столько дров наломано, что удобоваримого результата дождемся нескоро.
Пока же отечественные предприятия используют иноземные технологии, причем далеко не всегда первой свежести, выкладывая кругленькие суммы. Довольно часто от профессионалов в различных отраслях приходится слышать одно и то же: к сожалению, у нас в стране научных разработок на такую-то тему не ведется, нет научных обоснований, не проводятся исследования, отсутствуют технологии. Впору задать вопрос: а есть ли вообще в Казахстане научный потенциал - богатство любого государства?
Когда-то Советский Союз мог по праву гордиться достижениями в области математики, физики, генетики, биологии. И так называемая школа была единой для всех республик. Казахстан прочно связывали остальными как бы мысленные нити, шел плодотворный процесс. С развалом СССР "мозги потекли" на Запад.
За 10 лет численность работников в сфере науки сократилась на 52,3 процента. Причем большая часть- люди молодые, талантливые и честолюбивые, в возрасте до 35 лет (46,3 процента). Их нетрудно понять, поскольку у них перед глазами - яркий пример: старший научный сотрудник с двадцатилетним стажем и кандидатской степенью оценивается государством в 16-18 тысяч тенге ежемесячно.
Ни в одной развитой стране мира, заботящейся о своем завтра, не относятся столь пренебрежительно к бесценному потенциалу. Средняя заработная плата профессора на Западе - от 15 тысяч долларов. Учреждения фундаментальной науки там имеют самостоятельный статус, не подвергаясь государственному администрированию.
В Казахстане, по словам самих ученых, после 1991 года произошло наоборот. В результате непродуманных реформ фундаментальная наука оказалась оторвана от прикладной. Наука, которая должна форсировать развитие экономики, на самом деле превратилась у нас в балласт. Получился вечный замкнутый круг: нет средств - нет идей, а раз нет идей, то и деньги государство выделяет не по приоритетному, а по остаточному принципу.
Государство должно понимать, что многие разработки просто не могут дать сиюминутного результата - в развитых странах огромные средства тратятся на, казалось бы, не слишком актуальные направления. Просто там думают о будущем - некоторые ученые всю жизнь бьются над решением каких-то задач, и страна терпеливо - и щедро - "содержит" их.
У нас имеется соответствующий закон - "О науке". Своего рассмотрения в парламенте проект ждал шесть лет - это ли не яркий показатель отношения государства к такой важной стратегической области. Но одного закона недостаточно. Нужны идеи. И, разумеется, деньги.
Сегодня мировой рынок наукоемкой продукции составляют 50 макротехнологий.
22 из них контролируют США, 10 - ФРГ, 7 - Япония, по 3 - Великобритания, Франция и Италия, 2 - Россия.
Годовой бюджет этого гигантского "котла" самых прогрессивных супер-идей - около 2 триллионов 300 миллиардов долларов.
Примерно такую же космическую цифру составляют суммарные расходы этих стран, вместе взятых, на оборону. Показатель ВВП строится у нас во многом за счет деятельности в стране иностранных инвесторов, поскольку доля собственного производства ничтожно мала.
Но никто из них не спешит вкладывать средства в создание новых казахстанских технологий и разработку научных идей. Гораздо удобнее и выгоднее внедрять свои, уже готовые и достаточно устаревшие по мировым меркам.
Казахстан привлекателен для Запада как сырьевая база с запасами нефти, газа, золота, но отнюдь не как конкурент на мировом "рынке умов". И там с удовольствием принимают перспективных молодых ученых, не нашедших в собственной стране заинтересованности в себе, как научных кадрах.
На одном из совещаний высшей технической комиссии РК прозвучало такое предложение: ввести льготное налогообложение для тех казахстанских предприятий, которые станут внедрять у себя перспективные научные разработки. Мысль хорошая, но в нашем контексте вряд ли осуществимая. Налоговый кодекс у нас - для всех один, и чтобы какие-то - пусть и позарез стране нужные - изменения в него внести, нужно сдвинуть с места неспешную бюрократическую громадину со всеми ее лабиринтами.
Допустим, найдутся энтузиасты и сумеют путем неимоверных усилий доказать правительству крайнюю необходимость таких поправок. Но кто из крупных промышленников готов сегодня к научному прогрессу? В него ведь денежки нужно вкладывать - и немалые. Льготы льготами, но государство отнюдь не намерено субсидировать освоение новых технологий.
Практика показывает, что по большому счету и поблажки налоговые не особенно интересуют ряд предпринимателей. Им, к примеру, выгоднее миллионные штрафы платить за необратимое отравление воздуха, воды и всего суть живого, чем устанавливать фильтры и очистные сооружения. Тем более, по-научному.
Мировая пытливая мысль не стоит на месте. В развитых странах для этого есть все: база, поддержка государства, хорошие мозги - в том числе, и бывшие наши. Наконец, тот азарт, присущий настоящим ученым, который и позволяет делать открытия. Но только уверенным в себе и сытым ученым - иначе ничего не получится.
Чтобы создать имидж научной державы, требуются годы напряженной работы в русле новейших достижений цивилизации, сильный интеллектуальный потенциал, существующий реально, а не в виде списанных из Интернета диссертаций. Самое страшное, что у нас уже менталитет такой сложился - научно-рыночный: студенты сдают сессии за деньги, дипломы тоже покупаются, ученый совет приглашается соискателем в дорогой ресторан... При таких привычках тот же ученый совет может специально тормозить действительно достойную, но не "подмазанную" работу.
В резолюции, принятой на инновационном конгрессе, говорится: "Требуются адекватные меры по развитию исследовательской и информационной систем, нормативно-правовой базы и доступности капитала. Важно также формировать благоприятный климат для инвестиций в современные высокотехнологичные проекты, включающие систему льгот и преференций".
Хочется аплодировать, честное слово! Боюсь только, что все эти "требуются" и "важно" снова останутся на бумаге…

Фото агентства Reuters