Два месяца, прошедших после форума, понадобились для осмысления того, что стоит за инициативой китайской стороны и какие перспективы открываются в связи с этим перед странами Центральной Азии и Казахстаном. Открывая заседание, директор ИМЭП Ерлан Салтыбаев подчеркнул укрепление связей Центрально-Азиатского региона со своим юго-восточным соседом. По его словам, необходимо всестороннее обсуждение и осмысление нового формата отношений стран Центральной Азии и КНР, предлагаемого стратегией возрождения Шелкового пути.
Для выявления различных точек зрения были приглашены эксперты из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Тон в развернувшейся дискуссии задали ведущие синологи Казахстана доктор политических наук Константин Сыроежкин, кандидат политических наук Адиль Каукенов и представитель ИМЭП Руслан Изимов. Следует отметить, что итоги прошедшего форума представляют большой интерес в свете предстоящего XIX съезда Компартии Китая, который пройдет в октябре этого года, и на нем, вероятно, будет закреплено то, что обсуждалось на форуме. Предлагаемая стратегия возрождения Шелкового пути впервые была озвучена лидером КНР Си Цзиньпином в 2013 году в Астане. Интересно, что наши соседи большое внимание посвящают данной тематике. В частности, было создано более 50 научно-исследовательских центров и институтов, которые занимаются изучением Шелкового пути и стран Центральной Азии. Вырос интерес к данной китайской инициативе и со стороны наших стран. Однако подходы к этому различны. Об этом и говорили на “круглом столе”.
По мнению директора Национального института стратегических исследований Киргизии Азамата Дикамбаева, вследствие воздействия внешнеполитических факторов и геополитической ситуации в Центральной Азии будет усиливаться сотрудничество в различных форматах. В этой связи эксперт выразил надежду, что китайская инициатива об одном поясе и пути будет сопряжена с российскими предложениями. При этом Азамат Дикамбаев подчеркнул приоритетность вопросов безопасности, развития транспортных магистралей и гуманитарного сотрудничества.
Главный научный сотрудник КИСИ Константин Сыроежкин оказался настроенным достаточно скептически, отмечая, что стратегия одного пути и пояса есть в первую очередь геополитическая концепция самого Китая в сотрудничестве с нашим регионом. Политолог отметил, что данная инициатива направлена, прежде всего, на подтягивание западных районов Китая. Китай отныне, считает Константин Сыроежкин, не будет спонсировать все проекты подряд и весьма тщательно станет отбирать проекты для вложения инвестиций.
Вместе с тем он отметил, что Китай будет стремиться к сотрудничеству с теми странами, у которых есть свой национальный план развития. В этом отношении выделяются Казахстан и Узбекистан.
Константин Сыроежкин обратил внимание участников “круглого стола”, что перевод 51 китайского предприятия на казахстанскую территорию может оказаться чреват последствиями, поскольку у нас нет квалифицированной рабочей силы, а приход китайских рабочих будет неоднозначно воспринят населением страны.
Говоря о самом форуме и инициативе одного пояса и пути, эксперт подчеркнул, что пока конкретных предложений по реализации этой инициативы в самом Китае не прозвучало. На недостаточность конкретики обратил внимание и представитель ИМЭП талантливый синолог Руслан Изимов. По его мнению, странам Центральной Азии трудно сотрудничать на равных с Китаем, а потому необходимо договариваться между собой на региональном уровне. Китайские бизнесмены не жалуются на бюрократию и коррупцию в Казахстане - посол КНР
Не отрицая того, что нужно сотрудничать на региональном уровне, эксперты подчеркнули, что делать это весьма сложно, поскольку страны Центральной Азии конкурируют между собой за рынок китайских инвестиций.
Весьма содержательным стало выступление независимого политолога из Узбекистана Бахтиера Эргашева, подчеркнувшего, что его страна оказалась одной из первых республик региона, поддержавших инициативу одного пояса и пути на официальном уровне.
Руководитель офиса ИМЭП в г. Алматы Аскар Нурша отметил, что взаимодействие в рамках предложенной Китаем инициативы зависит от меняющейся политической и экономической конъюнктуры в мире и регионе.
Видимо, учитывать это нужно и Казахстану, быстро реагируя на новые вызовы. Следует напомнить, что Казахстан имеет общую границу с Китаем на протяжении нескольких тысяч километров. По различным данным, общий объем китайских инвестиций в экономику Казахстана составил 42,8 миллиарда долларов. Вместе с тем этот объем может стать больше, если реализуются направления, указанные в одном поясе и одном пути. Один ли путь у всех стран Центральной Азии и КНР и с него не свернуть? Или нам нужно искать свое и выдвигать свои инициативы развития Шелкового пути? Эти вопросы, по мнению участников “круглого стола”, остаются открытыми.
АЛМАТЫ