“О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои джильбабы. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям”. Таковы слова священного Корана, предписывающего женщинам прикрывать ту часть тела, которая признана ауратом – “скрытым тайным местом”. В аурат женщины входит всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. В аурат мужчины – все от пупка до колена. Получается, что требования в одежде к мужчинам не так строги, как к женщинам. И потому у женщин на этот счет больше вопросов. Ведь, как ни крути, дама остается кокеткой и нарядницей, какую бы религию ни исповедовала!
Как раз об этом мы поговорили с Ботой, продавщицей бутика мусульманской одежды на одном из алматинских базаров. Как она сама говорит, читает намаз уже шесть лет. Поначалу испытывала трудности в поиске соответствующей одежды, вот и решила заполнить нишу, возить на продажу одежду для мусульманок.
– Все, что нужно для мусульманки, – это джильбаб (платье, скрывающее силуэт), хиджаб (головной убор в виде платка с внутренней шапочкой – бони) и обувь, закрывающая носок и пятку. Беременная ли женщина, полная она или худая – одежда делает мусульманок равными на людях. Под джильбабом мы носим все то же, что и другие женщины, – это может быть белье любых расцветок и моделей. Дома, в кругу своей семьи, в присутствии мужа, сына и других близких, я могу даже не покрывать голову и ходить в обычной одежде. Женщинам не возбраняется в исламе носить золотые и серебряные украшения, в отличие, кстати, от мужчин, которым Коран запрещает носить золото и шелк.
– А как насчет духов, косметики? Это тоже возбраняется?
– Духи использовать можно, но только в кругу близких. Если вы пройдете мимо чужого мужчины и ему понравится ваш запах, это причисляется к блуду…
– Недавно казахстанские модельеры устроили показ исламской моды в Астане вместе с коллегами из Малайзии. Как вы отнеслись к этому мероприятию?
– Думаю, такую одежду вряд ли кто из моих покупателей будет носить. Потому что в исламе главное – удобство и целомудрие.
Мне непонятен был сам посыл – почему мусульманская одежда должна иметь оттенок национальности? Каждый должен носить то, что отвечает его требованиям и кошельку.
Модельер Балнур АСАНОВА давно специализируется на пошиве национальной одежды. И не понимает, почему мусульманская одежда должна быть скучной.
– Показ исламской моды в Астане был приурочен к приезду премьер-министра Малайзии, жена которого очень увлекается модой. С ними приехали пять малайзийских дизайнеров. Они показали очень креативные, красивые и яркие вещи. Нам же было любопытно на это посмотреть.
Они тоже увидели наши коллекции. Мы выбрали те модели, что были с длинными рукавами, специально для показа я ничего не создавала. Возможно, если я буду когда-нибудь этим заниматься, то получу обширную консультацию на этот счет. Но пока я не готова к этому.
Меня как-то пригласили на дискуссию по национальной одежде для мусульман. Поразило, как один мужчина сказал, что все дизайнеры Казахстана ответят перед Всевышним за ту одежду, которую создают. Но это абсурд! Я сильно сомневаюсь, что Всевышний запретил использовать все яркие краски, которые сам же создал. И почему, если я вижу, как красиво разукрашена бабочка, то не могу эти мотивы применять в своем творчестве?
И еще – по своей работе мне не раз приходилось выезжать в арабские страны. Так вот, под черными накидками арабских женщин были не просто красивые вещи всех цветов радуги, а последние новинки мировых брендов, а на запястьях, в ушах висели крупные роскошные украшения из золота и бриллиантов.
Для меня вопрос, почему в их жизни присутствует эта двойственность, так и остался без ответа. Не лучше ли быть современной и модной без излишнего лицемерия?
Модельер Куралай НУРКАДИЛОВА принимала участие в конкурсе на создание исламской одежды для казахстанцев. Она не скрывает, что ее и других наших кутюрье интересовал вопрос, который они и задали организаторам: почему именно национальное должно присутствовать в моделях?
– В повседневной жизни наши люди редко носят национальную одежду. Разве что на какой-нибудь праздник. Для повседневности, наверное, нужно создавать что-то более нейтральное. Впрочем, каждый волен выбирать себе любую одежду. Мое дело как дизайнера просто показать людям, которые сделали свой выбор, как ее носить. И не важно, какую религию они исповедуют.
Почему-то у нас ислам ассоциируется с глубокой древностью. Но вряд ли так должно быть. В той же Малайзии меня как-то пригласили на официальный прием, где нужно было соблюдать нэшнл-дресс, то есть длинные, неоткрытые платья. Так вот, все было очень ярко, красиво и никаких платков!
У казахов, кстати, платки носили только замужние женщины. Головной убор был строго для каждого периода жизни: тюбетейка с перышком филина – для девочки, саукеле – для невесты, платок – для повседневности, кимешек для более позднего времени замужества и так далее. Поэтому я думаю, что если работать в этом направлении, то нужно изучать собственную историю и культуру. И что носить мусульманкам в нашей стране, пусть решает каждая для себя.