Долой двоечников
Честно говоря, новые правила поступления в вузы стали предметом долгих споров и разбирательств между ректорами вузов и министерскими чиновниками от образования. Последние хотели всячески ужесточить правила отбора учащихся. Выступали за то, чтобы двоечники не имели возможности учиться даже на платных отделениях. Ректоры же больше делали упор на организацию качественного процесса обучения в школах. По их мнению, именно там начинаются проблемы абитуриентов. В результате Министерство победило, и согласно новым правилам, абитуриенты, набравшие менее 40 баллов на вступительных экзаменах, не имеют права быть зачисленными даже на коммерческие отделения. Считается, что именно эта мера избавит страну от ложных отличников и от позора, коим покрылась вся система образования страны в прошлом году.
Если помните, почти полгода в стране обсуждались результаты прошлогоднего тестирования вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Результаты и впрямь были шокирующими. Абитуриенты (даже с аттестатами отличия) умудрились завалить экзамены, набрав меньше 40 баллов (то есть, получив двойки). Тем самым были подорваны статус сегодняшних отличников, авторитет школ и системы образования в целом.
Все правильно, однако…
Рахман Алшанов, президент ассоциации вузов, ректор университета "Туран": "Чиновники аргументируют свою позицию тем, что якобы вузы должны учить только достойных, перспективных, и что именно такой отсев на момент поступления поможет стране гарантировать подготовку высоких профессионалов. Отчасти это так. Но нельзя не заметить и тех осложнений, которые обязательно начнутся в стране с такими правилами поступления в вузы. Ректоры вузов считают, что было бы разумнее усилить контроль за работой школ. Особенно расположенных в тех регионах, которые дают постоянную статистику слабо подготовленных студентов. Такие области в Казахстане есть, мы их знаем, и, думаем, что надо работать с ними, а не с отдельными молодыми людьми, которые поступают на учебу в институт.
Далее, наверное, не совсем объективно говорить о двойках на экзаменах до тех пор, пока информатизация учебных заведений не стала явлением массовым и привычным. В стране достаточно выпускников школ, комплексующих перед компьютером. Кроме того, нельзя только по баллам тестов взять и дискредитировать 11 лет учебы в школе! То есть все это время человек учился, за ним стояла армия учителей. Не стоит, наверное, так же сбрасывать со счетов те самые варианты, про которые мы говорим, что "всякое бывает". Действительно бывает, когда отличники получают двойки. Это - жизнь
Кроме того, в практике вузов достаточно случаев, когда родители, заведомо зная, что их ребенок окончил слабую школу, все равно намерены дать ему высшее образование на платной основе. Они готовы заплатить за образование. Почему бы нет? Новые правила оставят таких ребят без шанса на получение высшего образования, думаю, это не совсем справедливо. Нельзя забывать и про отдаленные регионы, где сельские школы были и остаются проблемными. Но у государства есть свой интерес по отношению к регионам. Когда начнется распределение кадров, окончивших вуз, мало кто захочет ехать в то же самое малое село и работать там. Давайте будем здесь откровенны. Думаю, это создаст серьезную проблему для страны".
Вы не наркоман?
Теперь для поступления в вуз нужно пройти диспансеризацию, в частности провериться на наркозависимость. Как это будет организовано на деле, никто не знает. Ректоры высших учебных заведений в общем-то не против новации, но одно дело требовать от абитуриентов справку, и совсем другое обеспечить ее выдачу. Кто займется проверкой молодежи? Наркодиспансеры городов вряд ли возьмут на себя такую нагрузку. Значит, святая обязанность ляжет на плечи вузов. И вот тут ректоры не то чтобы против, но сомневаются: смогут ли они организовать диспансеризацию?
Если Министерство откроет в каждом вузе медпункт и диспансеризация станет обязательной на базе каждого учебного заведения, тогда с проверкой не возникнет никаких проблем, кроме денежных. Абитуриентов можно будет проверить на наркотики. Но делать это надо не на пороге вуза, и не на момент поступления. Может быть наркологи смогут выехать в передвижные пункты на территории студенческих поликлиник или непосредственно в вузы страны? И потом, предположим, наркозависимые будут выявлены ( а кое у кого будут куплены справки), что дальше? Приобретение справок о благополучном наркотесте, расплодит взятничество. А кроме того, ни один ректор не сможет (не имеет права) отчислить больного. Как и нельзя заставить ни одного наркомана идти и принудительно лечиться в наркодиспансер. Это - нарушение конституционных прав человека.
Заглянем в аттестат и прослезимся?
Особое место в новых правилах занимает школьный аттестат. Тут все были единодушны и сошлись на том, что тот, кто хорошо учился в школе, должен иметь добавочные баллы при поступлении в институты. К сожалению, сейчас еще точно не известен механизм начисления прибавочных баллов, но идея ясна. Государство намерено поддержать хорошистов и отличников. Дополнительные баллы станут страховкой на случай, если успевающий ученик растеряется и завалит экзамены. Аттестат его спасет от нелепого отчисления.
В правилах по этому поводу записано следующее: "В случае одинаковых показателей баллов государственных сертификатов преимущественное право на присуждение образовательных грантов или предоставление государственных образовательных кредитов, а также получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, которым согласно заключению медико-социальной экспертной комиссии не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования". И только потом вступают в борьбу все остальные абитуриенты, "имеющие аттестаты с отличием или дипломы начального и среднего профессионального образования с отличием, затем имеющие наиболее высокий средний балл аттестата или диплома. Далее - имеющие наиболее высокий балл по профильному предмету.
Однако казуистика вопроса в том, что в разных школах города (не говоря уже о школах разных городов), существуют свои требования к отметкам. Директор сш № 134 господин Николаев готов доказать, что пятерка по математике в его школе стоит двух пятерок в любой другой. И это действительно так. Поэтому нет никаких гарантий, что при вступительных экзаменах аттестат сыграет положительную роль именно для хорошиста. Он может стать таким же трамплином и для посредственного ученика, имеющего завышенные оценки в аттестате.
Сегодня директора школ поставлены перед фактом новых правил. Их мнения мало чего стоят, но они искренне болеют за своих выпускников и считают, что ребятам выпуска этого года просто не повезло. Вперед могут пролезть хорошие аттестаты, а не хорошие ученики.
Правильные правила
Во всем остальном правила поступления в вузы остались неизменны. Как и в прошлые годы абитуриенты будут сдавать экзамены в виде комплексного тестирования, которое проводится по желанию абитуриента на казахском или русском языках по четырем предметам. Обязательными предметами считаются: казахский или русский языки, математика, история Казахстана.
Четвертый или профилирующий предмет определяется в зависимости от выбранной абитуриентом специальности. Только не надо думать, что этот экзамен можно выбрать на свое усмотрение. У каждой специальности есть свой проходной экзамен, он заранее определен, и сдавать придется именно его (скажем, для поступления на факультет психологии сдавать придется биологию).
Количество тестовых заданий - 30 по каждому предмету. Все четыре экзамена сдаются в один день, за один раз. Значит, в общей сложности будет 120 вопросов. На тестирование отводится три астрономических часа. Те, кто уже сдавал экзамены, говорят, что этого времени вполне хватает, чтобы вспомнить все, что знаешь, и поступить в вуз, либо чтобы завалить экзамен, потому как вспомнить того, чего не знаешь, невозможно и за пять часов. Так что надо готовиться.