По информации НАК "Казатомпром", рассмотрение дела в последней судебной инстанции США было инициировано НАК с целью скорейшего завершения долгого судебного разбирательства, длящегося уже более пяти лет.
Как известно, в 1996 году Казахстан и World Wide Minerals заключили соглашение, по которому канадская компания взяла на себя управление северного уранодобывающего комплекса и Целинного горно-химического комбината (ЦГХК, ныне ЗАО "КазСабтон"). Уже в 1997 году WWM обратилась к правительству Казахстана с целью получения лицензии на продажу урана в США, в ответ же получила отказ, вследствие того, что эксклюзивное право было предоставлено американской компании Nukem Inc.
Канадская компания остановила производство, мотивируя свои действия отсутствием возможности сбыта добытого урана.
Как и следовало ожидать, Казахстан был "вынужден" взять на себя контроль управления северного уранодобывающего комплекса, и расторг контракт из-за невыполнения WWM взятых на себя обязательств и тяжелого финансово-экономического положения ЦГХК.
Постановлением казахстанского правительства N213 от 30 июля 1997 года право на оперативное управление Целинным горно-химическим комбинатом было возложено на НАК "Казатомпром", которая указом президента Казахстана, в виде закрытого акционерного общества, была образована немногим ранее, в том же 1997 году. С момента основания, компания полностью принадлежала государству в лице Госкомитета по управлению государственным имуществом Министерства финансов республики Казахстан. В 1999 году право владения и пользования госпакетом акций было передано министерству энергетики и минеральных ресурсов. При создании компании, в ее уставный капитал были переданы имущественные комплексы государственных атомно-энергетических предприятий - рудоуправления N6, Центрального рудоуправления и Степного рудоуправления, которые в настоящее время являются филиалами НАК, кроме того, государственные пакеты акций акционерных обществ "Волковгеология" и "Ульбинский металлургический завод". Компания также владеет долями в уставных капиталах (долгосрочные инвестиции) двух совместных предприятий: 40% - в казахстанско-канадском ТОО "ИНКАЙ" и 45% - в казахстанско-французском ТОО "КАТКО" и др.
Такой поворот дела, разумеется, канадцами был воспринят негативно, и вынудил их обратиться в суд.
WWM и ее филиалы 13 мая 1998 года подали иск в окружной суд США против Республики Казахстан, госкомитета по госимуществу и НАК "Казатомпром". Главным пунктом иска являлась претензия канадской стороны по поводу незаконного отказа в получении лицензии на экспорт урана в США и, впоследствии, незаконной национализации имущества WWM в Казахстане. Сумма предъявляемого иска составляла $29 млн. (в дальнейшем, канадцы еще трижды обращались в суд США с претензиями с возрастанием суммы иска до $1 млрд.).
Решение представителей американской судебной системы, вероятно, стало неожиданным только для канадской компании, которая наивно полагала, что американцы каким-либо образом позволят задеть "эксклюзивные" интересы своей Nukem Inc.
Соединенные Штаты никогда и не скрывали своих намерений в отношении расширения сотрудничества с Казахстаном в данной области. Примеров этому можно привести достаточно. Так, в начале текущего года США и Казахстан объявили о создании совместного предприятия, в рамках которого уран будет перерабатываться в топливо для АЭС. Финансирование этого проекта будет осуществляться Global Nuclear Fuel (GNF), а также министерством энергетики США. GNF будет поставлять урановые концентраты, из которых на Ульбинском металлургическом заводе в Усть-Каменогорске будет извлекаться низкообогащенный уран.
По информации НАК, в рамках инициатив по предотвращению распространения ядерного оружия Национальное управление ядерной безопасности США выделило $1,2 млн. для финансирования совместных работ УМЗ и Брукхэвенской национальной лаборатории по проектированию и монтажу промышленной системы, основанной на этой технологии.
Таким образом, окружным судом США иск WWM против Казахстана и казахстанских предприятий был отклонен. Решение основывалось на доктрине, запрещающей "рассмотрение исков, когда разрешение судебного спора базируется на законности или незаконности официального действия, совершенного зарубежным суверенным государством на своей собственной территории". Как указал суд, решение выдавать или не выдавать экспортную лицензию и национализировать собственность является суверенным действием Казахстана, основанным на внутренних законах и указах республики (интересно, какова была бы реакция суда, если бы национализация имела отношение к американской компании?).
Приободренная американской поддержкой, 27 ноября 2001 г. НАК обратилась с ходатайством в Апелляционный Суд США об утверждении в ускоренном порядке отклонения иска WWM. В результате чего, 8 августа 2002 г. Апелляционный суд США вынес окончательное решение об остановке судебного разбирательства в пользу Казахстана и НАК "Казатомпром".
Сегодня, к сожалению, остается ряд вопросов, на которые казахстанское руководство все еще не дало исчерпывающих ответов. Например, населению (читателям, обывателям и т.д.) не известно, были ли оговорены при передаче Целинного горно-химического комбината осенью 1996 года возможности, условия или перспективы получения канадской фирмой лицензий на экспорт урановой продукции в США? Если да, то почему в последствии казахстанская сторона отказалась их предоставить? Если нет - на что рассчитывали канадцы, подавая иск? В обосновании расторжения контракта в одностороннем порядке, казахстанскими представителями было отмечено о невыполнения WWM взятых на себя обязательств и тяжелом финансово-экономическом положении ЦГХК (хотя по данным, приводимым СМИ, WWM вложила в комбинат около $25 млн.). Однако, ни в официальных, ни в независимых средствах массовой информации не было детальной информации по конкретным пунктам, по которым канадцы не выполнили свои контрактные обязательства.
Бесспорно, более подробными были сведения по поводу победы НАК в судебном процессе с американской корпорацией USEC по антидемпинговому делу.
2 мая этого года решением апелляционного суда были сняты все ограничения на торговлю казахстанского природного урана в США, введенные с ноября 1991 года, в связи с антидемпинговым расследованием.
После распада СССР на рынки мира поступило много урановой продукции из стран СНГ. В качестве ответной меры, США (1991 г.), а затем и государства ЕС (1992 г.) приняли соответствующие антидемпинговые санкции. Эти меры представляли собой систему квот и специальные цены (в том числе и на услуги по изотопному обогащению), которые, по информации НАК, были в среднем (в период с 1991 по 2000 год) на 20% ниже мировых.
В октябре 1992 года правительством Казахстана и Департаментом Коммерции США было заключено "Соглашение о приостановке антидемпингового расследования по урану из Казахстана". Данное соглашение позволило поставлять уран на американский рынок по установленным в Соглашении квотам, но свободным ценам. Надо отметить, что условия поставок неоднократно пересматривались правительством Соединенных Штатов, квоты изменялись от 1,2 до 1,65 тысячи тонн.
Понижение мировых цен на уран в 1998 году (цены упали ниже оговоренной в Соглашении 1995 года величины), стало причиной временной отмены квотирования экспорта казахстанского урана.
К июлю 1999 года американскими властями было установлено, что продажи казахстанского урана не наносят ущерба экономике США. Все ограничения на импорт казахстанского урана были сняты. Хотя с декабря 1999 г. производители США дважды пытались возобновить судебный процесс, с чем обращались в Департамент Коммерции, тем не менее, НАК оба раза выигрывала дело в Суде Международной Торговли США.
В предшествующие годы мировые цены на уран были довольно низкими. По мнению представителей НАК, данное обстоятельство объясняется давлением на рынок накопленных за годы гонки вооружений складских запасов урана. Однако сегодня наблюдается тенденция к стабильному росту цен, который обусловлен ожидаемым дефицитом природного урана и сокращением указанных складских запасов. В этих условиях НАК "Казатомпром" может достаточно гибко реагировать на конъюнктуру мировых рынков. По информации, предоставляемой компанией СМИ, стратегия НАК в ближайшие годы будет заключаться в предложении урановой продукции более высокого передела, с расширением добычи способом подземного выщелачивания (что обеспечивает его низкую себестоимость), а также в реализации программы по предоставлению услуг иностранным компаниям по переработку трудновскрываемых урансодержащих продуктов.