Тем более - искусству классического танца, балету, которое сегодня остается маленьким островком хорошего вкуса и давних традиций в море танцевального "китча" и безвкусицы, заполонивших и эстраду, и экраны телевизоров.
Но настоящее искусство не всегда окупается - в самом простом и грубом значении этого слова. Господствующий у нас в обществе сегодня массовый вкус требует от артиста что-нибудь "попроще" и "погорячее"…
Жестокие законы рынка пришли и сюда: востребовано только то, что покупается массовым зрителем, а балет покупается не слишком хорошо.
Впрочем, самые трудные времена нашего балета, судя по всему, остались в прошлом. Растет число людей, которые все больше начинают ценить его по достоинству, залы театров во время балетных премьер полны… И это, не в последнюю очередь, происходит потому, что есть в стране люди, которые в самые трудные времена не оставили своего призвания - служить высокому идеалу красоты.
Алматинскому хореографическому училищу имени А.В. Селезнева в прошлом году исполнилось 70 лет.
За это время, благодаря неустанной работе педагогов, из его стен вышли около двух тысяч танцовщиков, которые трудятся сегодня во многих театрах мира.
Срок обучения в училище - 8 лет. Начиная с 10 - летнего возраста, когда мальчик или девочка приходят под гулкие своды репетиционных залов, они учатся, а многие - и живут здесь, получая одновременно общее и хореографическое образование. Одновременно со школьным аттестатом они получают профессию - артист балета.
Как рассказала художественный руководитель училища Гульзира Ашимова, училище ежегодно выпускает 32 -40 балерин и танцовщиков. Выпускники училища сегодня работают во многих театрах всего мира - в России, Германии, Франции, США и других. Однако в основном местом их работы становятся два казахстанских театра: Академический театр оперы и балета им. Абая в Алматы и Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане.
Диплом АХУ имеет большой авторитет среди специалистов балета, и в не последнюю очередь потому, что в училище, несмотря на трудные годы, смогли сохранить все лучшие традиции классической школы балета, сохранить преемственность поколений преподавателей. Многие выпускники этого училища, завершив карьеру артиста, продолжают свою деятельность, обучая молодых.
На всем пространстве Средней Азии АХУ осталось единственным учебным заведением, дающим высококлассное хореографическое образование. Подобные училища в Киргизии, Узбекистане и других постсоветских странах, сегодня или закрылись, или влачат жалкое существование. Классический танец там умирает, и они делают сегодня упор на национальные, народные танцы. А в Туркменистане глава республики, как известно, вообще запретил балет, который, по его мнению, не отвечает национальным интересам туркменского народа… Китч, как видно, проник и в политику.
Казахстанская балетная школа благополучно сохранена, и немалая заслуга в этом - беззаветной работы коллектива АХУ.
Классический танец в училище - главный, но и другим стилям и направлениям в АХУ уделяется серьезное внимание. Не каждый учащийся, хотя и все они проходят жесткий отбор при поступлении, может, к примеру, крутить 32 фуэте подряд, или танцевать па-де-де, вариации.
Поэтому у них есть возможность посвятить себя специализации в области народного танца, современного танцы, казахских национальных танцев. Все эти дисциплины проходит в училище каждый танцор. Но какое направление он выберет - показывает практика.
Отбор в училище - очень строгий. Прежде всего детей оценивают по физическим данным, которые подтверждаются и выявляются в ходе учебы. Смотрят, какая у ребенка стопа, шаг, прыжок, гибкость тела, выворотность ног, музыкальность, оценивают и отношение ребенка к тем или иным направлениям в танце. Но это не значит, что те дети, которым не даются высоты классического танца, остаются без внимания. Все учащиеся получают абсолютно равные права и возможности проявить себя, показать свои возможности, все получают внимание и заботу педагогов. Но профессия изначально соревновательная, поэтому обязательно идет постоянный отбор лучших.
Важнейшей школой постижения мастерства для любого артиста является кордебалет. Это важнейший элемент любого балетного спектакля и напрасно думают, что работа в нем легче работы солистов. Во многих отношениях работать там даже сложнее! Ведь работая в группе нужно следить за линиями, уметь танцевать синхронно, одинаково и в нужный момент чувствовать музыку, вовремя повернуть голову, и так далее. Это также большое искусство и оно очень востребовано в балетном мире. И строгую школу кордебалета проходят все. Ведь ясно, что сразу сольную партию молодой танцор или балерина в театре не получают - разве что уж очень талантливые…
- Многие зрители и любители балета не знают, но ведущие балетные театры мира ценятся прежде всего кордебалетом - говорит Г. Ашимова. - Солиста, самого лучшего и знаменитого, можно порой пригласить и со стороны, а вот кордебалет - это свое, это основа, это "ткань" любого спектакля. Можно даже сказать, что если в театре есть великолепный кордебалет - то это ТЕАТР!
Балетное искусство - неустанный, бесконечный труд души, ума и тела. Так было, и так будет всегда. Эта профессия требует огромной внутренней дисциплины, даже порой самоотречения. Уже в половине девятого утра учащиеся АХУ, даже малыши, должны стоять у балетного станка, заниматься. Затем уроки, занятия по разным дисциплинам, опять занятия у станка, разучивание различных элементов и многое другое. И так - каждый день, на протяжении восьми лет. Некоторые не выдерживают такого темпа, таких нагрузок, уходят. Но большинство остаются - балет для них не просто профессия, а страсть.
Конечно, нагрузка увеличивается с годами, постепенно. Особенно в училище следят за малышами, к каждому - индивидуальный подход. Ученики первых классов проходят классический танец, историко-бытовой танец, ритмику и каждую неделю у них - классная работа, где они изучают первые элементарные основы движения: как стоять, как сохранять осанку, как выйти, как сделать поклон и многое другое. И проходят элементарные танцевальные этюды.
Пик нагрузки выпадает на 2-й и 3-й курсы, когда детям уже по 16-17 лет. Здесь спрос идет по полной программе. К классическому танцу добавляются народно-сценический танец - польский, венгерский, испанский. Изучается также казахский танец, современная хореография. Много часов у станка и в залах приходится проводить будущим "маленьким лебедям", много пота пролить в репетиционных залах. Но такова специфика профессии…
В АХУ есть свои неписанные, но строгие правила. Например, пока они учатся, им запрещено выступать для заработка в непрофессиональных, полусамодеятельных коллективах. Сегодня на эстраде, в шоу в танцевальных жанрах царит полный разброд и эклектика. Участие в них необратимо портит не только стиль, танцевальную культуру, которую воспитывают в учениках АХУ, но, как считают в училище, порой и вредит их здоровью. Ведь выступление в танцевальных шоу - это часто и огромные дополнительные нагрузки, а они и по учебному процессу немаленькие. Поэтому в училище официально запрещено учащимся работать "на стороне". Иначе преподаватели не готовы отвечать за качество обучения, основа которого - классическая, проверенная столетиями, балетная хореография.
Есть и еще причины для такой оправданной строгости. Все эти шоу происходят, как правило, в позднее время, в местах, которые часто нельзя назвать достойными для посещения совсем юных юношей или девушек - рестораны, ночные клубы… И преподаватели, и родители учащихся следят за их питанием, режимом, физическим и психологическим состоянием. А какое может быть состояние молодого человека утром у станка, если он до 3 часов ночи выступал в ночном клубе? Так что от ребят требуется умение бороться с соблазнами.
Хореографическое училище - учреждение уникальное. Но уникальность его чиновниками недопонимается. Оно отнесено к обычным учреждениям образования и к соответствующему министерству. Хотя все "работодатели" выпускников АХУ - академические театры, отнесены к Министерству культуры. Поэтому многие культурные мероприятия, в которых участвуют ученики и преподаватели АХУ, им не оплачиваются. Например, те же выступления в кордебалете в различных спектаклях. А ведь это могло бы стать для них хорошей материальной поддержкой - зарплаты в училище весьма скромные.
Другая проблема - материальное обеспечение училища. Деньги государство выделяет, но в обрез. А ведь балетное искусство обязательно требует прилива новых идей, обмена мастерством, учебы у своих коллег из других стран. Но учащиеся с большим трудом могут выехать на конкурсы, которые проводятся ежегодно. Даже в Россию, не говоря уже о других странах. Чаще всего гастроли проводят за свои деньги или за деньги немногочисленных спонсоров.
А потенциал училища высок. Пару лет назад по приглашению несколько его учащихся и преподавателей были с гастролями в Японии.
Их выступления произвели фурор, зрители, замерев, смотрели феерическую программу наших молодых артистов. О них писали газеты, их снимало телевидение. Даже тогдашний посол РК в Японии сказал, что они своими танцами сделали куда больше для дружбы и взаимопонимания наших народов, чем десятки официальных делегаций. Но нет в училище сегодня грамотных продюсеров, менеджеров, которые могли бы организовать такие гастроли. А государство ограничивается минимумом помощи.
Но, тем не менее, училище живет и развивается, строит новые планы и каждый год из его стен выходят десятки танцоров, чтобы радовать зрителей своим искусством…