Обзор авторынка РК по итогам 2013 года

Долгосрочные перспективы автомобильной промышленности РК остаются в положительном тренде количественного роста и в ближайшие несколько лет ожидаются значительные притоки инвестиций в эту отрасль, в особенности в сегменте производства комплектующих. В нашем отчете мы изложили основные итоги по рынку новых автомобилей РК, а также дали краткий обзор глобального рынка прошедшего года, сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Мировой автомобильный рынок

Импорт автомобилей в Казахстан

Импорт новых автомобилей за 2013 год официальными дилерами составил 130,7 тыс. единиц (против 76,7 тыс. в 2012 г.). Россия поставила в РК порядка 87 тыс. новых автомобилей различного назначения. Из других крупных импортеров можно выделить Японию и Узбекистан (14,3 и 13,7 тыс. шт. соответственно).

Рынок легковых автомобилей

Рынок легковых автомобилей в 2013 значительно вырос, процент прироста по сравнению с АППГ составил 76,7% . В этом сегменте всего было продано 153 664 единиц автомобилей, включая PC, SUV, пикапы и минивэны (LCV, если полная масса не превышает 3,5 т). Пик продаж здесь пришелся на октябрь и составил 15 891 ед.

По результатам года лидер рынка осталась LADA. В 2013 г. Hyundai поднялся на строчку выше (12250 ед. против 6839 ед. в 2012 г). Неплохо стартовали продажи французского бренда Peugeot 256 ед. и 17-ое место в рейтинге всех брендов РК. В премиум классе лидирует Lexus (1237ед. против 1006 ед. в 2012 г.), также стоит отметить  продажи  BMW и Mercedes-Benz (+11,5%  и +87%).В целом основной объем реализации по-прежнему  приходится на бюджетный класс.

Ценовые сегменты практически не изменились, доля продаж бюджетных автомобилей в 2013 г повысилась, как и в 2012 г на 2%, доля премиум класса понизилась на 3% (19% против 22% -в 2012 году).

Самыми популярными моделями на казахстанском авторынке по итогам 2013 г остаются  модели: Priora, Samara, Nexia, Granta.

Основные итоги года в сегменте коммерческой техники

В 2013 году казахстанскими официальными дилерами и представительствами было реализовано 12 046 ед. коммерческой техники, прирост продаж к показателям АППГ составил 6,78%. Рекордной отметки достигли продажи Iveco отечественной сборки, бренд поднялся на четвертую строчку рейтинга. Потерял минус четыре позиции бренд MAN, спустившись на 10-ое место, объемы продаж бреда упали на 67%. Отметим появление нового игрока на рынке в сегменте минивэнов и  развозных автомобилей – Peugeot в Казахстане.

Производство автомобилей

Согласно данным автопроизводителей за 2013 г в Казахстане объем производства легковых автомобилей составил 37 471 ед., а также 2 290 ед. грузовой техники. Таким образом, совокупный выпуск легковых автомобилей в 2013 г вырос на 96% по сравнению с АППГ, рост производства грузовых автомобилей увеличился на 31%.

Прогнозы

По нашим среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятная цифра итогов продаж за 2014 год будет на уровне 214-220 ед. новых официально представленных автомобилей.

Основными факторами роста продаж легковых автомобилей в последующие годы будут:

• Вступление Казахстана в ВТО (снижение таможенных пошлин)
• Устаревший парк автомобилей (средний возраст автомобилей в Казахстане составляет от 13,5 до 19 лет в зависимости от региона)
• Система утилизации вышедших из употребления АТС, стимулируемая Правительством РК
• Развитие системы ТРЕЙД-ИН у официальных дилеров
• Относительно низкая плотность автомобилей по сравнению с развитыми автомобильными рынками
• Рост числа программ автокредитования, предоставляемых банками совместно с автоконцернами.