Сначала собака, потом – машина, третий – хозяин?
Конференция была организована IBA (Международная ассоциация юристов), ICJ (Международная комиссия юристов), ОО “Қадір-қасиет” и Коалицией по вопросам безопасности и защиты правозащитников.
– Если в начале 2000-х факты угроз адвокатам были единичными, то сегодня ситуация изменилась. Адвокаты получают увечья, их задерживают; при обысках в офисе, дома, на улице нарушается тайна частной жизни, – отметила эксперт ОО “Қадір-қасиет” Анара ИБРАЕВА.
По ее словам, группа из 80 адвокатов в течение 5 месяцев проводила анализ ситуации в стране по соблюдению прав и безопасности коллег. Помимо предложений по улучшению статус-кво разработана форма жалоб адвокатов на задержание, недопуск к клиенту, незаконное содержание под стражей, вызов на допрос и обыск.
– Угрозы поступают через клиентов, скрытые и явные. Моя машина загорелась, когда я начала двигаться, скорость увеличивалась сама по себе, это было сделано, чтобы я слетела, – рассказала адвокат Айман УМАРОВА. – Это покушение на убийство, я подозреваю конкретных лиц, но дело возбудили по факту нанесения имущественного вреда! До этого убили мою собаку. Всё это я связываю со своей профессиональной деятельностью.
Директор ОО “Кадiр-касиет” Мадина АХМЕТОВА представила итоги мониторинга ситуации с безопасностью правозащитников и адвокатов с 2011 по 2019 год, подготовленного в сотрудничестве с Американской ассоциацией юристов.
– За 8 лет угрозам подверглись 76 человек: 29 женщин и 47 мужчин, в том числе 5 юристов, осуществляющих представительство граждан, 3 коллегии и 1 юридическая консультация.
Фиксируются факты провокаций, диффамаций (публичное распространение недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию; клевета и оскорбление), лишение адвокатской лицензии, привлечение к различным видам ответственности (попытка привлечения к уголовной ответственности применялась в отношении 15 адвокатов), угрозы физической расправы и психологическое давление. Все случаи объединяют активность и публичность правозащитников, – рассказала Мадина Ахметова.
Лишают пожизненно!
Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Лейла РАМАЗАНОВА остановилась на чрезмерной зарегулированности адвокатской деятельности в Казахстане. Так, по ст. 43 Закона РК “Об адвокатской деятельности и юридической помощи” лицензию адвоката могут приостановить в случае возбуждения соответствующего производства еще до принятия решения! Если выяснится, что адвокат занимается предпринимательской деятельностью, его ждет та же участь, хотя в большинстве стран такая работа считается бизнесом.
– После обновления профильного закона 2 года назад минюст фактически стал руководством адвокатуры, которая вынуждена представлять многочисленные отчеты и отвечать на вопросы лицензиара, хотя законодателем определена независимость лиц, оказывающих юридическую помощь, и установлен запрет на вмешательство в деятельность адвокатуры.
Считавшийся в Центральной Азии самым сильным, активным, независимым институт адвокатуры Казахстана перестал таковым быть, – констатировала Лейла Рамазанова.
А однажды лишившись лицензии, адвокат теряет ее пожизненно, подчеркнула спикер (напомним, до внесения изменений в профильный закон в 2018 году срок лишения адвокатской лицензии составлял 3 года). Хотя, например, частным судебным исполнителям дали право вернуться в профессию спустя 3 года после лишения лицензии. Досмотры с пристрастием, прослушки, проклятия – с чем сталкиваются адвокаты в Казахстане
На 3 года лишаются лицензии и юридические консультанты, институт которых введен после упомянутых изменений в профильный закон, отметил адвокат Джохар УТЕБЕКОВ.
– Палаты юридических консультантов, представителей по гражданским делам, признаны саморегулируемыми организациями, у них нет запрета на получение бонуса успеха – они получают процент от результата взысканной или присужденной суммы, нет лицензирования. У адвокатов в сравнении с ними более сложные условия получения лицензии. Возникает вопрос: неужели юрконсультантам дозволительно быть менее профессиональными, чем адвокатам?.. – отметил Утебеков.
Оскандалившееся правосудие
Юрист Сергей СИЗИНЦЕВ, в 2019 году вынужденно сдавший адвокатскую лицензию, подчеркнул: события последних лет показали, что публичность, известность, авторитет и положение в органах адвокатуры, поддержка со стороны коллег и международных организаций не способны предотвратить негативные результаты для адвокатов. А правовые основания судебных актов являются достаточно спорными.
– Но жизнь с прекращением лицензии не заканчивается. Устраните все возможные правовые риски: занятие запрещенной деятельностью, наличие споров и жалоб со стороны клиентов. Будьте публичны в профессиональном плане (необязательно быть блогером). В итоге вы будете независимы от обстоятельств и сможете осуществлять свою профессиональную деятельность максимально независимо, – уверен юрист.
Юридический консультант Аманжол МУХАМЕДЬЯРОВ, лишенный в этом году статуса адвоката, поделился мнением о скандализации правосудия.
– Как считают судьи, активное поведение адвокатов и юридических консультантов в социальных сетях, когда они говорят о нарушениях со стороны представителей Фемиды, несправедливых приговорах и решениях, ведет к скандализации правосудия.
Но разве судья не является независимым? Как предупреждает российский адвокат Рамиль Ахметгалиев, введение ответственности за скандализацию правосудия может ударить по адвокатской корпорации. В последнее время судьи стали массово применять такую санкцию, как удаление адвоката, хотя в уголовном процессе это связано с нарушением права на защиту. Если поводом для наказания станет еще и критика суда, это лишь приведет к усилению напряженности, – отметил Мухамедьяров.
Перекрывают кислород
Адвокаты Искандер АЛИМБАЕВ и Айжан ДАРИБАЕВА затронули тему иммунитета адвокатов.
– Поскольку адвокатская деятельность часто подвергается вмешательству извне, она должна быть обеспечена дополнительными гарантиями по сравнению с общим правовым режимом граждан.
Процедуру привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности нужно в полном объеме передать органам коллегии адвокатов.
Также исключить возможность пожизненного лишения адвокатов права заниматься своей деятельностью. Такая санкция не предусмотрена в большинстве развитых государств, – акцентировал Алимбаев.
Отметим, Алматинская городская коллегия адвокатов предлагает ввести лишение адвокатской лицензии на год – аналогично для лиц, уволенных по отрицательным мотивам с государственной и воинской службы, из правоохранительных органов и судей. Примечательно, что по действующему законодательству все эти лица ровно через год после увольнения могут стать адвокатами!
– Изменить ситуацию должен диалог с государством. Мы ждем не формального ответа, а исполнения принципа “слышащего государства”. Чтобы слышать, нужно хотя бы послушать, – обратилась к участникам конференции эксперт ОО “Қадір-қасиет” Анара Ибраева.
Однако в этот день, как и прежде, государство в лице представителей госорганов слушать и слышать адвокатское сообщество не захотело – представитель Национального центра по правам человека сразу вышел из онлайн-конференции, а представитель Академии правоохранительных органов при Генпрокуратуре, хотя и присутствовал продолжительное время, не проявил себя.
Между тем сейчас в мажилисе обсуждают проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи”. И поддержки своих прав адвокаты вновь не находят, рассказали они “КАРАВАНУ”:
– Нас пытаются загнать в централизованные и подконтрольные государству структуры по примеру нотариусов и частных судебных исполнителей. И всё больше перекрывают кислород.
НУР-СУЛТАН