"Обычные, наши, казахские мужики" - как казахстанское общество медленно катится в пропасть

Речь о том, что постоянно растет количество шокирующих случаев, когда люди явно идут против общепринятой морали. Все больше сообщений о педофилии, о случаях насилия в детсадах и школах, о том, как мужья убивают жен, нередко на глазах у общих детей. Чтобы убедиться в этой статистике, достаточно посмотреть новости или ознакомиться с деятельностью фонда "Не молчи".

"Сегодня у нас на горячую линию пришло 17 обращений, из них 4 по педофилии!" - написала в одном из своих постов основательница фонда Дина Тансари.

При этом мошенничество и насилие затрагивают даже людей, которые обычно придерживаются гораздо более строгого поведения, чем остальное общество.

Популярные блогеры все чаще проводят вебинары и даже марафоны на самые разные темы. Многие тщательно выбирают экспертов для сотрудничества, но другие нередко сами составляют обучающие материалы, и не всегда известно, были ли во время разработки курса консультации с соответствующими специалистами. К такому обучению стоит подходить осторожно, чтобы не пострадать от неприятных последствий или не стать жертвой мошенников.

В качестве примера можно вспомнить нашумевшее высказывание Асель Аскар о том, что вылечить цистит можно, взяв деньги у своего мужчины. Впрочем, ее метод может сработать, если это будут деньги на прием у уролога, который поможет не запустить болезнь. Этот нездоровый во всех смыслах тренд зацепил даже строгую мусульманскую аудиторию.

Историй о том, как блогеры объявляют курс, собирают деньги с желающих учиться, но обещанных знаний не дают, также становится больше.

Еще одна часть этой тенденции - те знаменитости, которые раз в году держат оразу и становятся примерными членами общества, но в остальное время оказываются замешаны в разного рода скандалах, устраивают целые "войны мнений" в сторис, делятся разного рода критикой, слухами или даже чужими тайнами, называя это словом "коташар", хотя в Коране такое поведение прямо запрещается и сравнивается с трупоедением.

Этот запрет называется гыйбат, и его нарушение - серьезный грех для мусульманина. Гыйбатом считаются любые разговоры об отсутствующем при этом человеке, которые не понравились бы, даже если говорящие обсуждают только правдивые факты.

Подобное поведение может создать у молодежи впечатление, что достаточно один раз совершить паломничество - и все грехи автоматически аннулируются.

Широкую огласку получила ситуация с финансовой пирамидой "Мудараба Капитал", которая заявлялась как "халялная финансовая организация". В результате десятки вкладчиков потеряли тенге, а вайнеры Мейржан Туребаев и Меирхан Шерниязов были задержаны и находятся под арестом уже больше месяца. Мейржан Туребаев, который регулярно бывает в Мекке, заявляет, что также стал жертвой мошенников и не знал, что организация, которую он рекламирует, - это финансовая пирамида.

Расследование все еще ведётся, но это дело уже можно рассматривать как яркий показатель использования религии для игры на чувствах верующих с целью личного обогащения.

Отдельно стоит упомянуть еще одно проявление негативной тенденции, о которой идет речь. Большинство настолько привыкло к нему, что даже не замечает, но нормализовать такое поведение не стоит, потому что оно способствует ухудшению общего положения.

О нем подробно написал казахстанский юрист и блогер Ержан Есимханов.

У меня есть знакомая семья, моего примерно возраста люди. И у семьи есть дочь, прекрасная девушка, ей лет восемнадцать, учится где-то в университете. И у мамы появляется где-то в Инстаграме совместная фотография с дочерью. Две действительно прекрасные девушки вместе, мать и дочь, обычная семейная фотография. Нормальный человек посмотрит, порадуется и дальше пойдет.
 
Но тут я заглядываю в комментарии к этой фотографии, и у меня волосы дыбом, вот честно. Потому что очень существенная часть комментариев – от мужиков. Точнее, от неких существ, которым природа по недоразумению подарила мужские половые признаки. И комментарии эти все на одну тему. Фигуру комментируют, и лицо, и все остальное. И в деталях пишут о всяких своих фантазиях по ее поводу.
 
И мне интересно стало, а что это за люди такие, чересчур сексуально активные? Заходишь к ним на страницу – а там обычные люди. Обычные, наши, казахские мужики. Не прыщавые подростки, для которых это хотя бы объяснимо. Мужики. Кто-то даже женат. У кого-то даже фото детей. Нормальные семьи, нормальные лица. Уверен, спроси такого о морали, он тебе еще и убедительно о ней расскажет. Про традиционную мораль завернет. Про мудрость предков. Про степные заветы.
 
И получается, что, с одной стороны, этот человек живет своей нормальной жизнью, работу какую-то работает, детей целует по вечерам – а потом лезет в Интернет и пишет там под фото юных красивых девушек похабные, бессовестные, слюнявые комментарии. И как все это помещается в одной голове – я понять не могу. Я могу понять, если человек маньяк. Или если недоразвитый подросток, который только открывает для себя эту сторону жизни. Но когда это делает взрослый мужик – я это понять не могу никак. Это за гранью добра и зла.
 
Вы поймите, я не моралист. Женская красота в моей системе ценностей – это важно. Но есть ведь какие-то ограничения. Есть грань, за которую переступать нельзя, потому что ты перестанешь быть человеком. Поразительно, как много людей эту грань не видит.
 
А знаете, что еще интересно? Что к этому все привыкли. Что никого уже не удивляет, когда такие вещи появляются под фото красивых женщин. Это воспринимается как неизбежный атрибут соцсетей. Как у машины, помимо удобного салона и внешнего блеска, есть еще выхлопные газы – так и у соцсетей, помимо открытости, есть еще и вот такие придурки. И вся эта ситуация бросилась лично мне в глаза только потому, что я точно знал – на фото вчерашний ребенок. Пусть и выглядящий сегодня как красивая девушка.
 
Моя знакомая удалила фото. Надеюсь, ее дочь ничего увидеть не успела. Но я на секунду представил себе, как она будет себя чувствовать, если вдруг эти комментарии прочтет. И что будет думать о мужчинах. И самое важное – что будет думать о себе.
 
У меня ведь тоже дочь растет. И я с ужасом, вот честно, думаю о том моменте, когда она откроет для себя соцсети. И я точно знаю, что единственное, что я смогу сделать, чтобы ее от всего этого защитить – отложить этот момент, насколько возможно. И объяснить, что такие вот комментарии – это как собачий лай на проселочной дороге. Они ничего не говорят о тех, к кому обращены – но буквально все могут рассказать о тех, кто их написал", - говорится в публикации Ержана.

Это тот самый случай, когда мысли становятся словами, а слова поступками, причем поступками, определение которым есть в уголовном кодексе.

Однако, несмотря на количество подобных случаев на всех уровнях, большинство их игнорирует, а редкие активисты, которые пытаются что-то сделать, обычно не получают серьезной поддержки и зачастую прекращают свою деятельность.