Руководитель Павлодарского областного филиала АО РТРК "Казахстан" Владимир Айтказин выиграл иск в суде первой инстанции к тележурналистке, обвинившей его в домогательстве, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
По его информации, началось все с того, что 25 октября прошлого года Айгерим Муздыбаева публично обратилась в социальной сети Facebook к тогдашнему председателю республиканской телерадиокорпорации "Казахстан" Кемелбеку Ойшыбаеву, опубликовав на его странице информацию следующего содержания:
"Я, Айгерим Муздыбаева, редактор-ведущий телеканала "Казахстан-Павлодар", хочу заявить, что в мою сторону поступали предложения (даже шантаж) интимного характера со стороны руководителя телеканала господина В.А. Айтказина".
На суде Айгерим уточнит, что предложение было одно. По ее словам, когда она во время личной беседы попросила у руководителя перевести ее, наконец, на полную ставку (она и несколько других сотрудниц несколько лет работали на полставки, получая мизерную зарплату и трудясь при этом полный день), то он произнес: "Вот, если бы у нас с вами были конкретные отношения… Вы понимаете, о чем я говорю?"
Как заявила на суде Айгерим Муздыбаева, для нее это было большим ударом, ибо она уважала руководителя, считала его своим учителем и наставником. И для нее, замужней молодой женщины, недавно ставшей матерью, такое предложение от него было очень оскорбительным и обидным. Настолько, что она разрыдалась, и директору пришлось отпаивать ее водой.
Однако сам Владимир Айтказин заявил, что никакого такого предложения он своей сотруднице не делал, хотя истерика у нее действительно была, но из-за того, что он отказался поднять ей зарплату, поскольку в ее работе было много ошибок. Зато, как считает Айгерим, после ее отказа от "конкретных отношений" с руководителем, отношение к ней в коллективе как-то сразу изменилось.
Многие сослуживцы перестали с ней общаться, ее лицо постепенно сошло с экрана, закрыли ее авторскую программу, а затем она не прошла аттестацию.
Хотя представитель истца возразила, что аттестацию провалили и многие другие сотрудники, а отношение коллектива может быть вызвано как раз тем, что он поддерживает своего руководителя. И что никакого домогательства не было, просто Айгерим решила наказать Айтказина. До этого он уже получил выговор от руководства за приказ о наказании сотрудников, не вышедших на субботник, вот, Муздыбаева и подумала, что после ее обращения его снова накажут, а может, и вообще уволят.
Ответчица и ее адвокат, напротив, утверждали, что она не собиралась этого делать, и ничего порочащего руководителя в жалобе, опубликованной на Facebook, нет, в ней не идет речь о его профессиональных качествах. Айгерим Муздыбаева воспользовалась своим конституционным правом обращения с жалобой на своего начальника к его вышестоящему руководству. И закон не запрещает делать это через Интернет.
Судья все же сочла публикацию в Facebook распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца.
Правда, требуемая им сумма была значительно уменьшена: Айгерим обязали выплатить Айтказину сто тысяч тенге, а не два миллиона, как он требовал изначально, кроме того, ей предстоит оплатить услуги его адвоката, а также судебные издержки.
В этом же павлодарском горсуде сейчас рассматривается еще один иск директора этого областного телеканала к двум своим бывшим сотрудникам. Им он вменяет в вину распространение несоответствующих действительности и порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений о требовании им зарплаты с водителя за продолжение им работы.
В этом случае Владимир Айтказин оценил свои моральные страдания в миллион тенге с каждого ответчика.
На процессе о домогательстве встал конкретный вопрос: как можно вообще доказать сам факт приставания, если оно происходит не на виду у всех, а втайне: на теле женщины не остаются видимые следы, не донимают сообщениями, а лишь делают недвусмысленное предложение тет-а-тет, факт которого доказать никак нельзя. Как такового понятия "сексуальное домогательство" в казахстанском законодательстве нет. В Уголовном кодексе есть различные статьи, но в них речь идет в основном о насильственных действиях. Зарегистрированная в Казахстане общественная организация "Феминистская лига" борется за принятие законов, которые защищали бы женщин от домогательств, но пока безрезультатно.