К тому же те, кто все-таки отважился на автомобильное путешествие, отзываются о дороге не самым лучшим образом, пишет Jasqazaq.kz.
Наиболее оптимальный вариант – это поезд. Но не успело наступить лето, как все билеты в том направлении уже были распроданы. Пришлось приобретать у перекупщиков по ценам, завышенным в несколько раз.
Еще во времена Союза, будучи студентом, ему доводилось добираться до Алматы на поезде. Бывало и так, что в спешке приходилось обращаться к перекупщикам. В то время спекуляция преследовалась законом, но это все равно их не останавливало. А сейчас век капитализма. Перепродажа с наценкой – это уже в порядке вещей. Главное - работать в рамках закона и платить налоги.
Раньше достать авиабилеты было одной из сложнейших задач. Приходилось подключать всех знакомых, родственников, и кое-как находили. Как бы то ни было, хитрецов, втихаря пытающихся продать билеты на самолет, в аэропортах не встретить. Если полет забронировать как можно раньше, то и обойдется это гораздо дешевле. А те, кто вылетает в срочном порядке, обычно переплачивают.
Вообще, можно ли привести в порядок нашу систему продаж железнодорожных билетов? Конечно можно. Для начала нужно, чтобы налоговые и правоохранительные организации исполняли свои обязанности. Проверка соответствующей лицензии на продажу билетов у перекупщиков, шастающих на вокзалах, думаю, не создаст трудностей. Даже при наличии разрешения проследить за тем, чтобы «предприниматель» своевременно уплачивал налоги – это несложно. А пока что дефицит билетов создается искусственно. При этом виновников наказывают лишь тогда, когда организовывают определенные рейдовые мероприятия. К тому же жалобы поступают не на тех, кто своевременно не следит за исполнением закона, а на компании, занимающиеся перевозками пассажиров.
Давайте ближе к сути. Кому выгодна продажа билетов на «черном рынке»?
Сегодня на отечественном рынке функционируют 10 компаний, занимающихся перевозками пассажиров. При этом работают более 250 касс, которые относятся к акционерному обществу «Пассажирские перевозки». А количество частных – более 4,5 тысячи. Таким образом, работа последних словно не контролируется. В теории билеты оформляются на каждого покупателя по документам по отдельности. Однако на практике спекулянты заранее скупают большую часть билетов. Иначе как объяснить то, что на руках у каждого перекупщика по 20-30 билетов? Существует два вида таких «диких продаж». Первый – это когда перекупщики заранее приобретают билеты, а затем продают по завышенным ценам. Второй: за час до отбытия поезда билеты сдаются обратно, но кассир по-прежнему утверждает, что билетов нет. В этот момент перекупщики ищут пассажиров, которым срочно нужно выехать, и приводят их в кассу. Чудесным образом билеты вдруг находятся.
Перед самым отбытием цены на билет значительно поднимаются. Даже реализуя их по средней цене, в месяц без особых усилий выходит порядка 300-400 тысяч тенге. Если же перекупщиков вдруг «ловят», то их обязывают выплачивать штраф в размере 5 месячных расчетных показателей, что равно 12 тысячам тенге. Пойманных с «незаконным» билетом пассажиров также привлекают к ответственности. Однако наказание довольно мягкое. Вот в Европе законы в данной сфере гораздо строже. Стоимость штрафа там составляет 1000 евро. Наши эксперты тоже предлагают увеличить штраф. По их мнению, те, кто наживается на перепродаже билетов, при увеличении штрафа выйдут из этого «бизнеса».
Подобная «беспорядочная торговля» очень вредит компаниям, занимающимся перевозками пассажиров. Очень часто из-за этого вагоны поездов пустуют. Клиенты возмущаются. Однако железнодорожные компании не могут сами решить данную проблему, так как по закону не имеют права вмешиваться в эти дела. То, что данная проблема входит в компетенцию налоговых и правоохранительных органов, упоминалось раннее. Специалисты считают, что деятельность перекупщиков необходимо приравнять к нарушениям закона на улице и в общественных местах.
Учитывая, что поезд является для многих одним из самых оптимальных видов транспорта, встает острый вопрос по решению проблемы с искусственным дефицитом железнодорожных билетов.
Автор: Әбдіманап Кеңес