Сегодня Министерство здравоохранения РК проводит совещание в формате видеоконференции по обсуждению разработанного им нового «Плана мероприятий по реализации Национального проекта по новым подходам формирования здорового образа жизни на 2022-2025 годы», передает Caravan.kz.
Заблаговременно, письмами от 20 января, проект Плана был направлен в министерства и ведомства для предоставления предложений и замечаний. На само мероприятие Минздрав пригласил самого себя в лице подведомственного РГП на ПХВ «Национальный центр общественного здравоохранения», бизнес в лице НПП «Атамекен», а также все миниестерства, видимо, чтобы сподручнее было делить бюджеты и утверждать сметы. При этом напрочь забыта общественность, хотя в плане имеется целый раздел - «Роль гражданского общества в формировании ЗОЖ».
Также нет никакого пояснения по поводу того, планируется ли хоть как то привлекать общественные некоммерческие организации, которые работают в области здравоохранения. Впрочем, также как и нет понимания проводился ли анализ экономической целесообразности предлагаемых мер, и нет ли среди них дублирования уже существующих проектов. Хотя, даже при беглом изучении плана мысль о дублировании возникает не раз.
Например, в разделе Развитие физической активности здоровья
предусмотрено создание за счет республиканского бюджета мобильного приложения «Здоровый образ жизни» для пропаганды ежедневной ходьбы и бега среди населения с разработкой системы поощрения граждан. Но сегодня практически каждый смартфон оснащён бесплатным приложением «Здоровье», которые замерят пульс, количество пройденных в день шагов и другие показатели ЗОЖ. В этой связи рождается вопрос - не является ли эта инициатива заведомо неэффективной тратой бюджетных средств?
Также проект плана предполагает создание горячих телефонных линий, хотя в СМИ неоднократно сообщалось, что таковые у нас уже имеются. Более того, в центрах ЗОЖ по стране, наверняка, есть телефоны. Так почему нельзя звонить по ним, учитывая, что речь не о преступлениях, происшествиях, суицидах и прочих требующих безотлагательного решения вопросах. Кстати, о происшествиях. В главе плана, посвящённой снижению травматизма, предлагается создание единого республиканского Call-центр экстреннего реагирования по аналогии с «911». А чем, извините, сам «911» вкупе с «103» плохи и почему для травм нужен отдельный Call-центр?
В проекте предусмотрен и ряд мер, направленных на ограничения для легального бизнеса. В частности, в плане имеется такое новшество, как разработка Комплексной программы по снижению потребления населением продуктов с высоким содержанием соли, сахара, трансжиров и ограничение их маркетинга, включая запрет рекламы.
Не забыта актуальная тема коронавируса и вакцинации. В рамках иммунопрофилактики предполагается проведение информационно-коммуникационной работы о необходимости проведения вакцинации против коронавирусной инфекции. А в целом, информационная поддержка плана по ЗОЖ включает и создание Интернет порталов из серии «Рекомендовано Минздравом», и даже, цитируем: «запуск республиканского конкурсного зрелищного мотивационного реалити-шоу на ТВ-канале на подобие российской программы Е. Малышевой «Жить здорово».
Самое рациональное в новом плане - это «эффективность деятельности государственных органов и местных исполнительных органов». Этому пункту, действительно, нужно уделить самое прристальное внимание, так как уже сейчас видно дублирование уже существующих мер, или мер, которые ранее были отклонены ввиду нецелесообразности.
Вопрос в том, кто укажет разработчикам на их промахи и слабые места плана, если на совещания они приглашают только стороны заинтерсованные. И о каком слышащем государстве, курс на которое поручил взять Президент Токаев, можно вообще говорить, если при обсуждении важнейшего и касающегося каждого казахстанца документа Минздрав не счёл нужным сделать хотя бы попытку услышать мнение самих казахстанцев.