Автономия позволит, например, казахстанским вузам по своему усмотрению составлять учебные программы и распоряжаться бюджетом.
– Автономность является основным принципом деятельности многих ведущих мировых вузов, – заявил министр образования и науки Казахстана Бахытжан Жумагулов на Евразийском форуме лидеров высшего образования в Астане. – Главный университет страны – Назарбаев Университет – также придерживается данной демократичной системы управления. Остальные высшие учебные заведения последуют по данному пути в 2014 году.
По словам министра, в четырех национальных университетах уже действуют наблюдательные советы с законодательно закрепленными полномочиями. При этом пересматриваются полномочия попечительских советов, которые уже действуют в 64 вузах. Вместе с тем формируется система независимой аккредитации. Создан Национальный центр аккредитационных агентств. В него входят два казахстанских и четыре зарубежных агентства из США, Германии и Австрии.
В ходе форума, проходившего в Назарбаев Университете, министр образования и науки также сообщил, что с 2013 года в 32 вузах страны учебные программы будут построены на трех языках – государственном, русском, английском. По его мнению, это станет значимым шагом в пользу стремления Казахстана воспитать профессиональных полиязычных специалистов:
– В современном мире тенденции интернационализации образования занимают особое место. Это чрезвычайно важно для Казахстана.
В рамках форума Назарбаев Университет, а также университеты Кембриджа и Пенсильвании подписали меморандум о сотрудничестве по созданию высшей школы образования. Таким образом, лучших студентов Казахстана будут готовить профессора Кембриджа и Пенсильвании. Первый набор состоится осенью 2013 года. Между тем на ежегодной августовской конференции в Астане стало известно, что до 2020 года в казахстанской системе образования намерены отказаться от пятибалльной оценки знаний, до сих пор применяемой во всех средних образовательных учреждениях, и перейти на 10- или 12-балльную. По словам вице-министра образования и науки Махметгали Сарыбекова, новая система позволит более детально оценить знания учащихся:
– Между двойкой и пятеркой небольшой интервал, а, скажем, между единицей и двенадцатью – уже такой интервал, который позволяет более объективно оценить уровень прикладных навыков ученика.
Вице-министр образования отметил, что внедрение новой системы оценки знаний будет осуществляться поэтапно и зависеть от того, как скоро казахстанские школы перейдут на 12-летнее образование.
– Вы знаете, с 2015 года мы начинаем постепенный переход на 12-летнее образование. В 2020 году этот переход завершится.