Образование с ограниченными возможностями

- Несколько лет назад я была в США по обмену опытом. До этой поездки я, мать двоих детей-инвалидов по слуху, как и многие, считала, что наши дети должны обучаться отдельно, - говорит председатель «Общества детей инвалидов Астаны» Камка Жасанова. - Но после поездки изменила свое мнение. Когда мы пришли в обычную школу и увидели там детей-инвалидов – мы были в шоке! Оказывается, если директор узнает, что в их районе есть такой ребенок, он тут же забирает его к себе. В каждой школе есть два класса: в одном – тяжелые дети, в другом – те, кто способен обучаться. На восемь учеников - там есть и с ДЦП и с синдромом Дауна - воспитатель и два педагога. Утром школьный автобус забирает их, вечером развозит по домам. Детей учат основным навыкам – готовить, гладить, шить, стирать, чтоб они могли обслужить себя в будущем. Кроме этого, они рисуют, лепят, поют…. Если устали - за ширмой есть место отдыха, где они могут прилечь. За счет этих детей школа может решать многие свои проблемы. Ведь и государство выделяет на них большие деньги, и спонсоры помогают. Там школы борются за инвалидов, у нас же все наоборот.

В Астане сегодня основная масса детей-инвалидов обучается на дому. А что это за образование – сами понимаете. В 2000-м году мы, родители, инициировали открытие коррекционного класса для слабослышащих детей. Буквально заставили город открыть его. Сейчас он работает на базе 58-й школы. Но даже это не решает всех проблем. Дети-инвалиды «сидят» в классах по 12 лет, а получают лишь свидетельство об окончании школы, а не аттестат. Они не могут пойти в ВУЗы - только в колледжи. Да и во многие колледжи и профшколы их не берут!

Но даже если родители могут оплатить учебу своего ребенка, не каждый сможет заплатить за услуги сурдопереводчика. Тех бесплатных 30 часов, что выделяет государство, хватает сходить в больницу, оформить документы, но не хватает, чтобы получить образование. Час работы сурдопереводчика стоит 1300 тенге. За один учебный день родители должны выложить около восьми тысяч тенге! Наши дети не получают в колледжах никаких льгот, платят наравне с другими.

Государство выделяет большие деньги для помощи детям-инвалидам. Чем заниматься фестивалями, пусть чиновники организуют полноценное образование детям. Праздники мы и сами можем устроить.

Маша БИККИНИНА, Астана

Автор: Daniel Shemratov