Мероприятий, на которых так или иначе ставится этот вопрос в последнее время проводится много, но это тем не менее выделяется.
В отличие от многих других конференций, эта была организована не частными или полугосударственными исследовательскими центрами Казахстана или Запада, а очень авторитетной в исламском мире организацией - Лигой Исламских стран. И хотя у нее был и партнер в лице Алматинского государственного университета, но значимость мероприятию, в том числе и политическую, придавало, прежде всего, участие Лиги. Тем более, что представляла ее солидная делегация во главе с генеральным секретарем Абдуллой ибн Абдуль-Мухсин Ат-Турки.
Явно политических вопросов на конференции не ставилось, но в сегодняшней ситуации многое имеет политическое значение. Например, не раз звучавшие в выступлениях участников слова о том, что после сентябрьских событий прошлого года в США часто делаются попытки увязать ислам и проблему терроризма. Естественно, что участники конференции резко осуждали это мнение. Возможно, что и сроки проведения конференции, незадолго до первой годовщины терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, были выбраны не случайно. То есть политический аспект здесь все же присутствовал. Тем более ощутим он для Казахстана с его сложным геополитическим положением, внешнеполитической многовекторностью и конфессиональным многообразием.
Выступления, звучавшие на конференции, были посвящены истории ислама, его основополагающим идеям, роли религии в современной жизни. Очевидно, что казахстанская исламская общественность получила хорошую возможность ознакомиться с этими вопросами находясь в самом Казахстане. Значимость конференции еще и в ее прецедентном характере, так как, насколько известно, таких масштабных мероприятий и, тем более, со столь представительным участием, в республике не проводилось.
Но конференция дает возможность взглянуть и на более широкую проблему - идейное, информационное и культурное присутствие в Казахстане различных внешних сил. Сегодня можно назвать ряд таких сил, в той или иной мере представленных в Казахстане или, по крайней мере, стремящихся к этому.
По темпам усиления своего влияния, безусловно, в Казахстане, как и на большей части постсоветской Средней Азии, в последний год лидируют Соединенные Штаты. Хотя их влияние гораздо в большей степени проявляется не во внедрении культурных и идейных ценностей, а в явных политических и военных направлениях, вплоть до наиболее наглядных в виде установления военных баз. Но и "традиционный пакет" культурных ценностей, выражающийся в потреблении набора штампов американской поп-культуры, в среднеазиатских обществах утвердился, где-то больше (Казахстан, Киргизия), где-то чуть меньше (Узбекистан).
Турция, при всей привязанности к стратегическим интересам США, имеет и собственные интересы в регионе и в некоторой степени специфические способы влияния здесь. Надо заметить, что первоначальная, свойственная многим в тюркоговорящих республиках Средней Азии в 1990-х годах эйфория от возможности тесного общения с Турцией, прошла. В определенной мере - с некоторыми потерями для Турции. Во всяком случае, некоторые казахстанские политологи не стесняются весьма критически оценивать ее возможности в регионе. Один из местных экспертов по этому поводу заметил: "в первой половине 90-х в Казахстане активно обсуждалась так называемая "турецкая модель" развития; хотя за ней ничего не стояло, фактически мы находились на более высокой стадии развития в образовательном, экономическом плане. Эйфория по поводу всех этих моделей прошла уже через несколько лет после начала их пропаганды". Действительно, сейчас идейно-политическое и культурное влияние Турции в регионе не представляется очень сильным. Но она нашла выход, который в будущем может показать свою эффективность в этом направлении: создание сети образовательных центров (казахско-турецкие лицеи, университет). Так что вопрос турецкого влияния в регионе это вопрос "отложенного", но почти гарантированного будущего.
Россия, которая доминировала на значительной части региона не только до 1991 года, но и некоторое время после него во многих сферах, в частности в информационной и отчасти в культурной, медленно но верно сдает свои позиции. При чем фактически даже без сопротивления. Многие опасались в пору восхождения Путина к власти, что он попытается реанимировать влияние России в регионе. Но страхи оказались напрасными: "путинская" Россия продолжила политику времен Ельцина на самоустранение из Средней Азии и отчасти и из Казахстана.
Самая грозная и динамичная сила во всей Евразии - Китай - пока меньше всех остальных внешних участников происходящих в среднеазиатских обществах процессов, представлен в них. Вероятно, это можно объяснить принципиальной невозможностью для Китая найти какие-либо идеи в культурной или информационной сфере, которые были бы восприняты в местных обществах.
На всем этом фоне исламскому миру как еще одному важнейшему участнику процессов модернизации в среднеазиатских обществах необходимо активизировать свои усилия для упрочения своего присутствия в Казахстане и Средней Азии. Под исламским миром здесь надо понимать два явления. В идейном и культурно-инфомационном плане это все мусульманские организации и движения, не зависимо от географического расположения, ориентирующиеся на максимально широкое распространение ислама, его ценностей в сегодняшней жизни. В политическом же плане это в данном контексте в первую очередь богатые арабские страны, признаваемые как политические лидеры в исламском мире.
Очевидно этот, последний, момент также надо учитывать при анализе политики стран и организаций, заинтересованных в своем присутствии в Казахстане. Арабские страны имеют особое, ни кем не оспариваемое значение в исламском мире и вполне естественно что искреннее стремление к упрочению исламских ценностей может сочетаться с желанием укрепления политического влияния этих стран. Это вполне естественно, даже более того - прогнозируемо. Даже странно, что арабские стираны, конечно, те из них, что обладают достаточными финансовыми и политическими ресурсами, не обозначили свое политическое присутствие в Казахстане раньше через религиозную тематику.
Возвращаясь к прошедшей в Алматы конференции можно сделать два вывода. Первый - ее, как и другие подобные мероприятия, можно приветствовать как способ обращения к исторически обоснованным культурным и духовным истокам. Второй - очевидно, что на фоне идеологической и информационной активности в Казахстане других государств, подобные мероприятия будут расцениваться и как проявление определенного идеологического соперничества различных сил, ареной которого постепенно становится Казахстан.