Обоснован ли рост тарифов?

Монополисты, подавая ежегодные заявки на повышение тарифов, аргументируют это ростом собственных издержек. Да, депутаты понимают, что, не повышая цен, невозможно обновить изношенную инфраструктуру. Но за 20 лет независимости уровень заявляемого износа, 60–70 процентов, не снижается. А ведь тарифы постоянно поднимаются.

– Насколько эффективно монополисты распоряжаются деньгами потребителей и как осуществляется контроль за использованием средств? – задают мажилисмены вопрос главе правительства.

Агентством по защите конкуренции были выявлены случаи, когда деньги, зарабатываемые монополистами за счет повышения тарифов для населения, идут не на модернизацию, а на выплату дивидендов их акционерам.

Схема "тариф в обмен на инвестиции" была предложена и действует в сфере энергоснабжения с 2009 года. Таковую же правительство планирует применить и в водоснабжении. С учетом того, что в тариф будут заложены амортизация основных средств в полном объеме, увеличение нормы прибыли с нынешних 10 процентов до 30, а также увеличится фонд оплаты труда, тариф вырастет в разы!

Есть повод для тревоги. Если собственников энергокомпаний десятки и за ними антимонопольное агентство не может уследить, то предприятий коммунального сектора сотни. Если подобный механизм заработает и по воде, удастся ли властям контролировать инвестиции в этой сфере?

– Главная цель повышения тарифов – восстановление сетей и объектов, а также снижение уровня износа, – говорит депутат Нурлан Жазылбеков. – Но проблема состоит в том, что государство даже не знает, какова истинная картина. Как следует из данных агентства Республики Казахстан по статистике, при общем снижении потерь их уровень остается высоким, особенно в водоснабжении: в водопроводных сетях утечка и неучтенный расход достигают трети от отпущенного объема. Но эксперты считают, что истинные цифры могут быть и выше.

 На модернизацию коммунального хозяйства нужны огромные инвестиции. Однако финансирование модернизации энергохозяйства и коммунальной инфраструктуры страны практически полностью возлагается на население. Между тем в мире существуют различные источники финансирования как текущей деятельности коммунальных предприятий, так и капитальных затрат. Повышение тарифа – достаточно редкий случай.

Депутаты считают, что тарифная политика государства должна балансировать между экономической целесообразностью и социальной значимостью.

 – Необходимо определить экономически обоснованный и социально справедливый размер роста платежей за услуги ЖКХ для различных категорий плательщиков, – убеждены они. – Для этого требуется провести анализ эффективности и обоснованности утвержденного порядка расчета за услуги ЖКХ. И установить предельную планку роста тарифов, не превышающую уровень инфляции.

Астана