Оценивая роль буржуазии, Г.В. Плеханов писал, что интересы русской буржуазии приходят в противоречие с интересами абсолютизма - «это знает каждый». В то же время она «переживает важную метаморфозу: у неё развились лёгкие, которые требуют уже чистого воздуха политического самоуправления, но в то же время у неё не атрофировались ещё жабры, с помощью которых она продолжает дышать в мутной воде разлагающегося абсолютизма».
Иными словами, до тех пор пока старая бюрократия управляет страной, бизнес вынужден приспосабливаться к ситуации, хотя стремится к политической свободе. Отсюда следует, что развития страны быть не может без политической модернизации, потребность в которой уже проявилась. Но современные условия вывели эту проблему на ещё более высокий уровень. Компании, участвующие в государственных проектах, волей или неволей попадают в зависимость от государственных заказов. Это только одна сторона дела. Это значит, что совместно с чиновниками такие компании волей или неволей встают на путь монополизации собственного сегмента рынка и устранения конкурентов. В этих условиях ни о каком открытом и конкурентном рынке уже и речи быть не может.
Решение социальных проблем бюрократия видит в расходовании государственного бюджета. Например, решение проблемы занятости на деньги налогоплательщиков равносильно субсидированию безработных. Такие программы не могут быть эффективными, а рабочие места постоянными. Они не дают позитивного эффекта для развития экономики. Создание новых рабочих мест - это не задача государства. Чтобы работа была постоянной, необходимо развитие частного сектора, прежде всего малого и среднего бизнеса. В ЕС именно этот сектор экономики поглощает большую часть рабочей силы.
Ситуация в Казахстане близка к разделению рынка между такими монополистами. Как отмечается в некоторых отчётах, более 80 процентов поступлений в бюджет обеспечивают около 200 компаний. А это как раз и является серьёзным сигналом об отсутствии конкуренции и начале стагнации рынка. Для сравнения: в развитых странах конкуренция является важным стимулом для развития. Примерно две трети и более налоговых поступлений осуществляется малым и средним бизнесом, а вовсе не гигантами экономики.
Президент К.-Ж. К. Токаев на заседании Совета национальных инвесторов заявил: «Мы будем решительно пресекать злоупотребление монопольным положением, бороться с необоснованно высокими ценами, снимать барьеры для конкуренции». Президент дал поручение: «Правительству совместно с НПП «Атамекен» необходимо завершить ревизию нормативных барьеров и обеспечить их исключение на законодательном уровне. Поручаю правительству разработать до конца текущего года "дорожную карту" по решению указанных вопросов. Также необходимо усилить работу антимонопольного ведомства, значительно укрепив его функции по защите конкуренции».
Аналитики отмечают и еще одну негативную тенденцию: «Когда реальные правительственные расходы падают на 50 процентов и более, как это произошло в большинстве стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и государств Юго-Восточной Европы всего за несколько лет, практически нет шансов компенсировать снижение объема финансирования за счет повышения эффективности институтов. В результате способность государства обеспечивать соблюдение контрактов и прав собственности, бороться с криминализацией и обеспечивать правопорядок резко падает. Проще говоря, если преступность, неравенство в доходах, бедность и коррупция растут, государству нужно больше денег, а не меньше, чтобы остановить эти неблагоприятные события.
Современная экономика сильно изменилась, и стремление бюрократии контролировать всё и вся становится все более и более препятствием для развития. Уже со второй половины ХХ века экономика развивается прежде всего за счёт инноваций. Изменился и сам труд миллионов, который становится все более и более творческим. Сегодня уже не природные ископаемые, не земля или промышленная и сельскохозяйственная продукция, а люди, интеллектуальный и творческий потенциал определяют стоимость компаний. Благополучие страны основывается на низкой коррупции, развитой социальной политике, высоком качестве образования и науки. Инвестиции идут в страны с минимальным и прогнозируемым риском и твердыми гарантиями собственности. Только наличие стимулов для предпринимательской инициативы, прежде всего для национального инвестора, служат гарантией развития.
До настоящего времени чиновники считают, что экономический рост создаётся государством, а значит, должен контролироваться чиновниками. Но это прямо противоречит не только пониманию рыночной экономики, но и мировой тенденции. Государственные инвестиции не могут и вовсе не должны доминировать в экономике страны. Это означает крах экономики. Тем более что они не способны создавать мультипликативный эффект в экономике. Это возможно только в условиях хорошего бизнес-климата.
На деле сращивание государственного аппарата с представителями промышленных монополий, банков ведет к сокращению конкурентной среды и увеличению рентных доходов. Такая ситуация выгодна неконтролируемому чиновнику, который всеми силами старается сдерживать развитие экономики.
Например, во время избирательной кампании Д. Трамп резко критиковал администрацию Б. Обамы, которая привела ситуацию с занятостью к тому, что более 50 процентов занятых работали в бюджетных сферах. В результате его политики за два года президентства появилось более пяти миллионов рабочих мест. Безработица снизилась до 3,6 процента от общего числа занятого населения. Это рекордный показатель за последние полвека. Аналитики отмечают что ВВП вырос за первый квартал текущего года на 3,2 процента. Промышленные гиганты, такие как "Форд", "Дженерал моторс" и другие нацелены расширять производство в стране. Ключ к успеху сформулировал Борис Эпштейн в интервью NBC News: «Трамп снижает налоги и ослабляет госрегулирование».
Ещё одной важной задачей дебюрократизации страны является защита частной собственности. Если нет гарантий неприкосновенности частной собственности, то речи о притоке инвестиций и развитии быть не может. Если предприниматель не может получить защиту в объективном и независимом суде, то капиталы будут скрываться или уводиться за пределы страны. Что и происходит не только в Казахстане, но и у наших соседей.
Не менее важной составной частью реализации программы обновления общества является преодоление инерции прошлого. Многие исследователи отмечают коллективистский характер казахстанского менталитета и даже возрождение архаичных форм родовой солидарности. Как показывают социологические опросы, граждане стран СНГ разучились нести ответственность за все происходящее вне семьи - от предприятия до государства в целом. Для этого много причин - социальных, экономических и политических. Эта модель поведения самым серьезным образом сказывается на государственных служащих, которые волей-неволей используют такой «коллективизм» в собственных интересах.
В то же время эта модель сильно отличается от западного индивидуализма, который сочетается с социальной солидарностью в обществе через самые разные институты - церковь, благотворительные организации, политические институты и многие другие.
Реформы при отсутствии работающих институтов и политической демократии проводить невозможно. Поэтому предварительная подготовка к ним заключается в формировании рационалистического мышления граждан, демократическом определении общественных целей и задач. Граждане, независимо от социального статуса, должны обучаться жить в условиях уважения к общепринятым нормам поведения. А бездействующие институты необходимо наполнить реальным содержанием.
До настоящего времени мало обращали внимания на этику рыночной экономики, которая является фундаментальной основой развития. Она позволяет формировать пути преодоления неравного распределения информации, которой отличается современный Казахстан.
Борьба с коррупцией, на которую нацеливает Президент К.-Ж. Токаев, предполагает самый широкой комплекс мер.
- До 1 сентября будет разработан пакет реформ по максимальному снижению уровня коррупции. Коррупция – это болезнь, тормозящая развитие государства, это явление, угрожающее взаимному доверию в обществе и безопасности государства. Мы будем проводить системную работу против коррупции, - говорит Президент К.-Ж. Токаев.
Политическая реформа является необходимым условием модернизации страны. Естественно, что и бюрократический аппарат должен меняться в соответствии с новыми условиями. К.-Ж. Токаев в этом плане может привести примеры из хорошо ему знакомого китайского опыта. Многие в нашей стране, да и не только, считают, что в КНР активно продвигаются экономические реформы при сохранении основ политической системы. Но это далеко от действительности. Например, бывший премьер Вэнь Цзябао во время пресс-конференции 14 марта 2012 года заявил: «Без успеха структурных политических реформ экономические реформы не могут полностью состояться. И каких бы экономических успехов мы не достигли, они могут быть потеряны».
22 января 2013 года Си Цзиньпин в своем послании Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины заявил, что «власть должна быть заключена в “клетку правил”.
Предстоит работа по реформированию судебной системы. Как оказалось, предпринимаемых ранее мер, в том числе повышение заработной платы и иных льгот, недостаточно для решения проблемы. Необходимо создание такой судебной системы, которая не позволит исполнительной и законодательной власти выходить за пределы своих полномочий.
- Суд – гарант верховенства закона. Поэтому соответствие судей высоким профессиональным и моральным требованиям - большая задача. Необходимо ужесточить систему оценки отбора судей и кандидатов на эту должность. Суд должен стать последней инстанцией справедливости. Основная задача правоохранительной системы – добиться доверия народа, - считает Касым-Жомарт Токаев.
Обновление государственного аппарата является одной из стержневых задач в ближайшие годы. Иначе Казахстан может оказаться в так называемой «ловушке переходного периода». К.-Ж. Токаев поставил задачу кардинального обновления государственного аппарата, в том числе и путем создания кадрового резерва. Президент дал ясно понять, что "социальные лифты для улучшения своей жизни, построения карьеры должны работать по-настоящему".
На первоначальном этапе формирования рыночных отношений, когда власть активно вмешивается в экономические процессы, рыночные механизмы, так и инструменты политической власти используются для обогащения элит. Появление частной собственности, в том числе лицами близкими к власти или ее представителями, позволяют не только получать прибыль, но и с помощью административных рычагов монополизировать отдельные сегменты рынка и ресурсов. Возникающая прочная связь власти и бизнеса обеспечивает быстрый и эффективный для таких элит способ обогащения. Следствием являются крайне негативные экономические и политические последствия. В этих условиях государство в лице таких групп становится единственным источником экономического развития, в то время как малый и средний бизнес вытесняется с рынка. При этом чиновничество навязывает крупные проекты, эффективность которых вызывает серьезные сомнения.
Некоторые меры по инициативе Президента К.-Ж. Токаева уже принимаются. Не все идет гладко, да и это просто невозможно. Но стоит помнить слова де Токвиля: «Опыт показывает, что наиболее опасный момент для плохого правительства наступает тогда, когда оно приступает к реформам». Тем более если реформы собирается проводить правительство, которое никак не готово к ним.
Современные авторы указывают, что «государственное строительство - это экспериментальный процесс, постоянное формирование подходящей для каждой эпохи системы институтов. Рациональные изменения, сколь сложными и невероятными они бы ни были, необходимы, иначе наши институты потеряют гибкость и адаптивность; они не смогут устоять перед новыми и трудными социально-экономическими вызовами. И перед неблагополучными странами, и перед признанными демократиями стоит задача формирования такой системы государственного управления, которая будет способна совершенствовать принципы и практику политической деятельности во благо общества. В наши дни, когда в реформировании нуждается не только процесс выбора политического направления, но прежде всего метод принятия политических решений, трансформация означает обращение к способностям, знаниям и профессионализму людей и создание институтов, умеющих управлять и распоряжаться бесценным человеческим капиталом» (Новек Бет Симон. Умные граждане - умное государство. М., Олимп-Бизнес, 2016).
Одна из проблем, разрастание которой наносит серьезный урон стране, - коррупция. В 2017 году Казахстан в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции международной организации Transparency International набрал 31 балл и занял 122-е место из 180 стран мира, улучшив показатель на 2 балла и 9 позиций по сравнению с предыдущим годом. Как констатирует Президент К.-Ж. Токаев: «Ежегодно в стране регистрируется более 2000 коррупционных преступлений. Привлекается к ответственности в среднем свыше 1000 лиц. Мы вместе должны решительно противостоять этой социальной болезни. Моя принципиальная позиция: государство должно бороться с коррупцией до полного ее искоренения».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выделил семь ключевых направлений антикоррупционной политики.
Первая задача - защита прав граждан. «Никто не может быть выше закона. Первые руководители, как в центре, так и на местах, будут отвечать за своих подчиненных, уличенных в коррупции. При этом нужно принимать меры не постфактум, а выработать комплексные и системные предупредительные механизмы», - заявил Касым-Жомарт Токаев. По его предложению руководители, чьи подчиненные были уличены в коррупционных преступлениях, должны подавать в отставку. Соответствующая норма будет внесена в законодательство.
В целях усиления борьбы с коррупцией создано агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) как государственный орган, непосредственно подчинённый и подотчётный Президенту Республики Казахстан. При этом было установлено, что агентство является правоохранительным органом, осуществляющим выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных уголовных правонарушений.
Президент РК дал конкретные поручения, направленные на формирование в обществе нулевой терпимости к любым коррупционным деяниям. «Министерству юстиции поручаю усилить работу по правовому всеобучу, в особенности по антикоррупционным нормам законодательства. Министерство образования и науки должно с раннего возраста прививать гражданам основы антикоррупционной культуры», - заявил глава государства.
Вторая задача - укрепление конструктивного партнерства государства с институтами гражданского общества. Первым важным шагом в этом направлении стало создание Национального совета общественного доверия, который возглавит сам Президент. НСОД и станет главной диалоговой площадкой между обществом и государством.
Третья задача - усиление общественного контроля. Касым-Жомарт Токаев потребовал обеспечить прозрачность принятия государственных решений и привлекать неправительственные организации к антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов на всех уровнях управления. «Предоставление земельных участков, жилья, мест в детских садах - всё должно осуществляться прозрачно, под контролем общества. Правовые механизмы для такой работы есть», - убеждён Президент.
Четвёртая задача - повышение транспарентности бюджетной политики. «Необходимо ужесточить ответственность и подотчётность госслужащих за реализацию госпрограмм и использование бюджетных средств. Правонарушения, связанные с неэффективным использованием или хищением народных средств, будут жёстко пресекаться», - сказал Касым-Жомарт Токаев.
«Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере» МВФ отмечает, что «прозрачность в бюджетно-налоговой сфере предполагает предоставление исчерпывающей и надежной информации о прошлой, текущей и будущей деятельности органов государственного управления, и доступность такой информации способствует принятию более обоснованных и качественных решений по экономической политике.
Прозрачность в бюджетно-налоговой сфере также помогает выявить потенциальные риски для перспективного состояния бюджетно-налоговой сферы, результатом чего должна стать более заблаговременная и гладкая корректировка налогово-бюджетной политики в ответ на изменения экономических условий и соответственно уменьшение частоты и остроты кризисов. Во-вторых, прозрачность в бюджетно-налоговой сфере полезна для граждан, поскольку они получают информацию, необходимую для обеспечения подотчетности органов государственного управления за выбранные ими меры политики. В-третьих, благодаря большей прозрачности своей деятельности органы государственного управления также получают доступ к международным рынкам капитала на более благоприятных условиях» (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (2007 год).
Пятая задача - усиление роли регионов в антикоррупционной политике. В данном контексте, по мнению главы государства, важное значение будет иметь эффективная реализация инициированного Елбасы проекта «Регионы, свободные от коррупции». «Обращаюсь к акимам - искоренение коррупции станет одним из ключевых показателей вашей работы. Вы несёте персональную ответственность», - подчеркнул Косым-Жомарт Токаев.
Шестая задача - форсированная цифровизация сферы государственных услуг. Цифровизация считается не только отличным инструментом управления процессами, позволяющим проводить анализ максимального количества данных, но и отличным способом минимизировать бюрократию.
- На сегодня интегрировано всего 33 процента баз данных. Министерству цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности следует качественно и в срок завершить эту работу. Наши приоритеты - масштабное развитие мобильного формата оказания госуслуг, массовое обучение граждан навыкам работы с "электронным правительством", - поручил глава государства.
Седьмая задача - совершенствование системы госзакупок и снижение административного давления на бизнес.
- Сейчас государственные закупки проводят 25 тысяч организаций. Затруднен их антикоррупционный контроль. Необходима централизация госзакупок с освобождением руководителей бюджетных учреждений, особенно социальной сферы, от их проведения. Ставлю задачу разработать ясные механизмы, которые исключат вмешательство политических служащих в проведение госзакупок в центральных органах, - указал Касым-Жомарт Токаев.
Марат Жумагулов, доктор юридических наук