В начале февраля во время встречи с послами Турции в странах Евразии глава Министерства иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу выступил с предложением создать аналог Европейского союза в Евразии.
Ключевым условием создания подобного объединения он считает неплохие отношения между Турцией и Россией. Вторым ключевым условием такого союза он назвал богатые энергетические запасы региона.
Это сенсационное заявление. Как правило, Турция всегда с большим подозрением относилась к России, считая ее соперником в центрально-азиатском регионе. Представляя интересы США в регионе, Анкара противопоставляла себя Москве, стремясь именно на ниве противостояния получить политические дивиденды.
Для того, чтобы создать интеграционное объединение в будущем, министр призвал уже сегодня строить железные, автомобильные дороги, открывать морские маршруты. Коммуникационные сети, в конечном счете, и должны будут создать тот самый задел, который в будущем станет основой для нового союза. На этот раз, Евразийского.
Турки быстро учатся
В прагматичности и расчетливости туркам не откажешь. При этом они быстро учатся, и стараются не повторять ошибок других стран.
Анкара делает именно то, что должна делать в тех условиях, в которых оказалась. В течение долгих лет она пытается интегрироваться в Европейский союз. И все это время под любыми предлогами - объективными и субъективными - Европа не пускает Турцию. Среди объективных причин можно выделить следующие. Европейцы опасаются, что, пустив Турцию, они резко ослабят свой внешний периметр. Мол, через Турцию в Евросоюз хлынет поток мигрантов. С другой стороны, европейцы как огня боятся исламизации, полагая, что исламские радикалы транзитом через Турцию получат хороший коридор в Европу. Среди субъективных причин основная - геноцид курдов.
Как бы то ни было, но в Анкаре слишком долго надеялись, что все вышеуказанные причины не помешают Турции стать членом Евросоюза. Видимо, совсем недавно турецкие власти практически распрощались с шансами интегрироваться в Евросоюз.
Есть в заявлении главы внешнеполитического ведомства и четкий расчет. Мол, не хотите пускать в Евросоюз, тогда мы повернемся к вам спиной. И не просто повернемся, а создадим альтернативный союз, где будут сконцентрированы энергетические ресурсы Каспия. В своей борьбе за каспийские ресурсы европейцам в будущем придется столкнуться не только с противодействием Москвы, но и всего Евразийского союза. Если внутри союза государства смогут договориться о единой энергетической политике, то Евросоюзу придется туго. Бог с ней с диверсификацией источников получения энергетических ресурсов, европейцы столкнутся с жесткими условиями работы на энергетическом рынке всей Евразии. А вот это уже большая проблема.
И самое главное - турки умеют извлекать уроки из прошлого. Опыт сотрудничества США с Грузией, Украиной, Кыргызстаном, Азербайджаном, Узбекистаном подсказывает, что верить американцам сложно. Первые две страны уже в течение долгого времени кормятся обещаниями Вашингтона о скорой и быстрой их интеграции в европейские структуры. Бишкек использует США как красную тряпку для России, когда ей надо что-то выторговать. Баку устал ждать массированных американских инвестиций, а Ташкент испытал на себе непостоянство американской дружбы, когда после андижанских событий мая 2005 года в один миг превратился из стратегического партнера в противника.
Анкара со всей очевидностью дает понять, что не собирается быть игрушкой в руках американских стратегов, а желает играть самостоятельную роль в регионе.
Москву заклинило
Думается, в Москве ожидали чего угодно, но не такого резкого заявления Анкары по части альтернатив Европейскому союзу.
Российское руководство привыкло к тому, что Анкара в течение двух десятилетий ведет свою собственную игру в Центральной Азии и на Кавказе. Турция, пользуясь поддержкой США, считалась страной-соперницей России. Акцент противостояния - геополитика. Если одним из центров притяжения в Евразии считалась Россия, то другим - Турция. Именно Анкара одной из первых стран признала независимость всех без исключений государств Евразии - от Азербайджана до Таджикистана. Именно Анкара инициировала, а потом всячески развивала переговорную площадку, в качестве которой выступает ежегодно проводимый саммит тюркоязычных государств. Именно Анкара постоянно настаивала на том, что интеграционные объединения в регионе возможны и без России.
На фоне такого противопоставления и конкуренции заявление Давудоглу выглядит, по меньшей мере, странным.
Можно предположить, что в Москве еще довольно долго будут переваривать эту новость. С одной стороны, российские стратеги не могут не понимать, что включение в большую игру Турции - козырный туз в равной игре с Западом. Появляется историческая возможность отколоть от Запада страну, на которую делали долгосрочную ставку США. Они очень надеялись, что историческое российско-турецкое противостояние - фактор наиболее устойчивый в деле создания альтернативной российской оси влияния в регионе. Видимо, здесь и кроется основная ошибка американцев, которые не смогли точно оценить степень прагматичности турецких властей.
С другой стороны, Москва не может быть на 100 процентов уверенной в Анкаре. Вчерашний соперник может стать хорошим союзником, но таких примеров в истории немного. Стать союзником Анкару вынуждает большая обида на европейцев и усталость от пустых ожиданий помощи со стороны США. Но как поведет себя Турция, если европейцы по каким-либо причинам откроют туркам дорогу в Европу, а США в этом сильно подсобят? Такой сценарий вообще сложно просчитать.
Есть все основания считать, что Москва может проникнуться доверием к Анкаре лишь в одном случае: если Турция начисто закроет себе дорогу в Евросоюз и перестанет вести проамериканскую политику. Москва, при желании, может потребовать от Анкары именно таких гарантий, но как это туркам сделать на практике - сложно представить. Скорее всего, Москва займет выжидательную позицию с тем, чтобы дождаться от Анкары еще более очевидных сигналов готовности к союзническим отношениям.
Запад почти в трансе
Хиллари Клинтон от заявления главы внешнеполитического ведомства Турции явно не испытывает прилив оптимизма. Сказать, что в госдепартаменте США удивлены таким заявлением союзника, значит, не сказать ничего. Думается, там гадают над мотивировкой турецкой стороны, а по своим дипломатическим каналам уже запросили об обстоятельствах столь странного заявления.
В не меньшей прострации находится и Брюссель. Еврочиновники вполне могли теоретически допускать, что возможное вхождение в Евросоюз Турции есть не что иное, как ослабление внешних границ. Но ведь с другой стороны именно из Турции они не ожидали подобных заявлений. Да, Турция не член Евросоюза, но она будет следовать единой политике Евросоюза, ибо надеется когда-нибудь туда, в Евросоюз, попасть.
Теперь уже понятно, что Анкара не собирается ждать "с моря погоды" долгие лета. Не менее очевидно и то, что турки не просто обижены. Они унижены. Потенциально первые в очереди на интеграцию, турки проглотили пилюлю, когда в Евросоюз, проигнорировав их, приняли государства Восточной Европы, Прибалтику. Сейчас к вступлению в Евросоюз ближе Украина и Грузия, чем Турция.
США морочили голову Турции все то время, пока Анкара стояла в очереди в Евросоюз. Американцы, надо думать, успокаивали Анкару тем, что время придет, и они, США поднесут Турции билет в Евросоюз на блюдечке с голубой каемочкой. Но пока его нет, Анкара может делать все, что ей угодно. Это ли не мотивировка, скажем честно, антиамериканского заявления турецкого министра.
Даже если в Брюсселе под давлением США захотят интегрировать Турцию в Евросоюз, нет никакой гарантии, что турки поддадутся. И тому есть основания. Российский проект "Голубой поток" дал Турции природный газ, его поставки стабильны. Американский проект нефтепровода Баку-Джейхан оказался если не мертворожденным, то по крайней мере неудачным. Ни сейчас, ни в ближайшем будущем не ожидается необходимого для заполнения трубы сырья.
Поэтому инициатива Анкары создать в будущем Евразийский союз не выглядит случайной.
Продолжение следует