Об ұят, и не только о нем

Казахстан – поразительная страна. И удивительна не только тем, что занимает 9-е место в мире по территории и имеет горы, пустыни, леса, но и тем, как причудливо здесь уживаются современные веяния с архаичными представлениями о ценностях. Известный адвокат Виталий Воронов назвал Казахстан “страной непуганых агашек”, имея в виду правовой нигилизм и неуважение к Духу и Букве Закона. Сказано было это десять лет назад, но, увы, а воз и ныне там.

К сожалению, за годы независимости нам так и не удалось создать правовое государство, в котором царит верховенство закона. Особенно это бросается в глаза, когда речь идет, казалось бы, о бытовых вещах. К примеру, уже какой месяц продолжаются споры по поводу того, что такое ұят и как быть с теми, кто, на чей-то взгляд, нарушает нормы общественной морали. Оказалось, что моралистов, выступающих за традиционные ценности, у нас много. Но немало и тех, кто приветствует любой вызов общепринятым правилам. Однако для начала не худо бы определиться, что такое эти самые общепринятые правила. И вот здесь начинается самое интересное. Мое тело - мое дело. Что заставляет казахстанских девушек обнажаться напоказ

Так уж получается, что за годы независимости мы растеряли то, что имели при советской власти, где действовали нормы Морального кодекса строителя коммунизма. После получения суверенитета об этом постарались забыть, а все попытки привнести нормы традиционного уклада казахов терпят крах. А эпоха потребления заслонила собой все представления о нравственности. Пришло слепое следование западным стандартам, оборачивающимся прокрустовым ложем для подражателей.

Институт аксакалов, которые традиционно выступали у казахов моральными авторитетами, утрачен. Агашки, заменившие их, заняты иным, да и по своим нравственным качествам и деяниям вряд ли могут претендовать на то, что могут заниматься выработкой неких норм.

И дискуссия о том, что такое ұят, четко показала водораздел между некими традиционалистами и теми, кто претендует на роль носителей нового.

Впрочем, что такое ұят, сегодня мало кто понимает. “Ұят” с казахского переводится как “стыд”, “позор”. Есть еще одно значение этого слова – совесть. Вот о последнем забыли совсем.

Издавна у казахов ұят было не просто словом, употреблявшимся повсеместно. “Ұят болады”, – говорили старики младшим, предостерегая их от неразумных действий. Из поколения в поколение передавалось это понятие. Возможно, в силу этого в степи во многом избежали тлетворного влияния религиозных фанатиков (то, что происходит сегодня, не имеет ничего общего с местом и ролью религии в жизни казахов) и многого другого.

Сегодня же, когда границы раздвинулись, традиции отошли на второй план, исчезло и само понятие “ұят болады”.

Поэтому можно понять тех, кто резко отрицательно отнесся к неким традиционалистам, осуждаюшим девушек, раздевшихся в ночном клубе, и хозяйку заведения. Ибо за этим, как считают многие пользователи социальных сетей, стоит не забота о нравственности, а ханжеское отношение ко всему новому. И лично я не могу не согласиться с последним. "Уят" и "уятмены": Кто был круче в 2017 году в Казахстане

Принято думать, что самые информированные у нас таксисты. И зачастую так оно и есть. Не так давно поймала машину. За рулем – молодой человек интеллигентного вида. Тем более неожиданным было услышать от него, когда он выругался, услышав по радио, звучавшему в машине, фамилию одного известного исполнителя.

– Почему переключили, послушали бы, – заметила я.

– А вы знаете, какой это нехороший человек?! – ответил парень. И рассказал свою историю.

Сам он родом из области на западе республики. Окончил институт и работает менеджером в небольшой компании. А супруга все еще учится.

Этот самый исполнитель преподает у его жены. Несколько раз он требовал у своей студентку мзду за хорошую отметку на экзамене. Как говорит парень, пришлось вмешаться ему, и только тогда этот горе-преподаватель перестал требовать взятки.

– Но не все же такие, – робко попыталась защитить я представителей казахстанской сцены, назвав одну группу. В ответ услышала:

– Эти парни первым делом, когда приезжают к нам (был назван город), требуют алкоголь и девушек. Если им отказывают, то устраивают скандал. И все они такие, – категорично подытожил парень.

Не скрою, неприятно было слышать такое. Но и не верить водителю не могу. Уж слишком похоже такое на наших уятменов, у которых двойная мораль. Для себя – одна, а для девушек – другая.

И понятно, почему ни один представитель шоу-бизнеса не выступил с критикой некоего служителя религии, оправдывавшего избиение жен. Между тем подобная ханжеская мораль с двойными стандартами есть продукт правового нигилизма. Пока у нас не воцарят уважение к закону, равность всех и вся перед Законом и неотвратимость наказания так и будут наши доморощенные уятмены стыдить других, втихомолку поколачивая жен, заводя токалок и устраивая оргии.

Алматы