Казахстанский аналитик Канат Оспанов проанализировал на странице Facebook встречи президента Токаева с лидерами других государств, сообщает Сaravan.kz.
Оспанов написал: "В Астане продолжается прием иностранных лидеров. На прошлой неделе был президент Франции Эммануэль Макрон, с которым президент Касым-Жомарт Токаев договорился наращивать экономические связи, в том числе и конкретными проектами в энергетики. За ним последовал визит премьера Венгрии Виктора Орбана, а потом и саммит Организации тюркских государств с участием лидеров Турции, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Венгрии и Туркменистана.
Все эти мероприятия показывают растущий политический вес нашей страны. И высокий уровень дипломатии, который Казахстан показывает в рамках своей многовекторной политики.
И вот 9 ноября в Астану прилетит президент России Владимир Путин. Как бы то кому-то нравилось или нет, но это государство остается одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана, не говоря о членстве в общих интеграционных объединениях, прежде всего ЕАЭС.
Покажу на цифрах. Товарооборот между Казахстаном и Россией с января по август этого года составил почти 19 млрд долларов США, а за весь 2022 год – чуть более 28 млрд. Для казахстанского бизнеса, очевидно, Россия остается крупным рынком сбыта, где предприниматели зарабатывают деньги.
О крепких связях с Россией заявил и президент Касым-Жомарт Токаев в своем последнем интервью, которое опубликовали буквально сегодня на сайте Акорды. Он делает акцент на инвестиционном сотрудничестве. Так вот, приток прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 18 лет превысил 20 млрд долларов США, а в обратном направлении инвестиции составили около 6 млрд долларов.
Более того, сейчас страны реализуют 143 совместных проекта на 33,5 млрд долларов США в таких отраслях, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность. Это дает казахстанской стороне в первую очередь рабочие места и освоение новых переделов продукции, то есть индустриализация экономики продолжается.
Это опять же говорит, что казахстанский бизнес делает со своей стороны большие капитальные вложения и зарабатывает деньги. Такие связи сложно “отключить” даже в нынешних условиях.
Как мы помним, Казахстан в последние годы активно занимается диверсификацией инвестиций. С Соединенными Штатами и Европой уже давно есть сотрудничество в энергетике, а к этому добавляются активные контакты, например, с Катаром – за последние года два частота контактов на высшем уровне сильно выросла.
То же самое, очевидно, относится и к России. Если какое-то государство участвует у нас в проектах, которые приносят пользу – в первую очередь – экономике Казахстана, то такие проекты поддерживаются.
Аналогично можно сказать и о сотрудничестве в логистике. Сейчас развивается транспортный коридор “Север – Юг”. В своем интервью президент Токаев заметил, что для Казахстана, у которого нет выхода к мировому океану, этот проект “открывает широкие перспективы и может стать одним из локомотивов экономического развития нашей страны”.
Приведу расширенную цитату: “Сегодня именно транспорт и логистика выходят на первый план в международном сотрудничестве. По сути дела, в мире идет острая конкуренция за контроль над транспортными маршрутами, логистикой. В настоящее время формируется новый транспортный каркас Евразии, который при должном подходе может принести участникам серьезные экономические и политические дивиденды. (...) Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом, задействуя все свои возможности и ресурсы. Мы готовы реконструировать узкие места в своей железнодорожной и автодорожной сети для увеличения грузопотока”.
Казахстан уже давно позиционирует себя как евразийский логистический хаб, и развитие новых маршрутов несет стране прямые выгоды от транзита. Кроме того, параллельно с этим развивается инфраструктура – модернизируют порты и железные дороги, обновляется транспортная часть.
Прагматизм – вот что венчает внешнюю политику Казахстана. Мы отстаиваем свои национальные интересы, при этом продолжая работать там, где страна может получить преимущества. В данном случае это промышленность, торговля и логистика. Все для развития собственной экономики".