– Сегодня особенно остро стоит вопрос, как сделать систему экологического образования максимально эффективной. И поэтому мы начали поиск лучших моделей, в ходе которого стало понятно – к сожалению, у нас распространен один и тот же типаж банальных субботников и классных часов. Но этого далеко не достаточно. Сегодня с наступлением глобальных климатических изменений, с усиливающимся влиянием экологии на окружающую среду и на здоровье человека остро назрел вопрос экологического образования на основе гуманной педагогики, – считает заместитель председателя Фонда развития общественно значимых инициатив Татьяна НЕМЦАН.
Общественники предложили педагогам Семея, работающим в школах, детских садах и организациях дополнительного образования, опробовать несколько новых способов воспитания экологической культуры. Предложена идея мизинчиковых игрушек. Сами по себе они не новы.
Миниатюрные фигурки, созданные по принципу кукольного театра, в котором не актеры, а сами малыши могут показать собственную историю, активно используются в детских садах.
Пальчиковые игрушки развивают мелкую моторику рук, от которой зависит развитие умственных способностей ребенка. Если малыш принимает участие в спектаклях, то собственные реплики и необходимость разучивать последовательность действий помогают концентрировать внимание, развивают память, воображение, пополняют словарный запас. Словом, эта игра замечательно развивает маленьких детей. Какие экологические проблемы существуют в Казахстане и странах Средней Азии - эксперт
А теперь педагогам детских садов предлагают использовать мизинчиковые игрушки для экологического воспитания. Фонд развития общественно значимых инициатив готов бесплатно предоставить их дошкольным организациям.
– Большой плюс таких игрушек – это то, что ребенок может сам манипулировать ими и показывать ту или иную сказочную историю. К тому же это сюрпризный момент для детей. Вот, например, забавный и интересный персонаж – колба в очках, которая очень хорошо подходит к теме экологии. Дети получат больше знаний и лучше их запомнят. Экологическое воспитание, бережное отношение к природе должно быть устойчивым, ребенок должен этим жить, – подчеркнула воспитатель яслей-сада № 9 “Айголек” Гульмира КАБЫШЕВА.
Вариантов игры с использованием мизинчиковых кукол огромное множество. Можно показывать ребенку сказки, а можно и разыгрывать сценки из жизни. Ну а для школ предлагается разработанный ПРООН проект “Климатическая шкатулка”. Это комплект учебно-игровых материалов об изменениях климата.
Шкатулка содержит познавательные иллюстрации, игровые карточки с заданиями, необычную карту, позволяющую наглядно увидеть последствия для природы и человека к концу XXI века, если человечество не сократит выбросы парниковых газов, а также советы, как сократить собственный углеродный след.
Сейчас с подобными способами экологического воспитания знакомятся педагоги во всех регионах страны. Если воспитатели и учителя одобрят предлагаемые методики, то уже вскоре они войдут в методическую базу всех образовательных учреждений страны.
СЕМЕЙ