Но в последнее время ряд ученых в разных странах попытались смоделировать мир или экономику отдельных стран с перспективой на полвека.
Получилась интересная картина.
Надо двигаться вперед...
В Казахстане правительство пытается заглянуть на десять лет вперед, не больше - слишком изменчива экономическая конъюнктура.
Как будут меняться цены на нефть и другие полезные ископаемые - совершенно неясно. Опять же, будут ли запущены в стране кластеры, а также получат ли достаточное развитие производства с высокой добавленной стоимостью - большой вопрос.
Поэтому нам не остается ничего, как постепенно выполнять стратегию инновационно-индустриального развития, которая как раз расписывает действия правительства до 2015 года. Сегодня трудно сказать, выполнима ли эта стратегия в принципе: мы пока еще находимся в начале пути, и, естественно, есть как оптимистичные, так и тревожные сигналы.
В частности, за последние два года, как раз когда вступила в действие эта стратегия, принципиальных сдвигов в экономике не произошло. Мы по-прежнему гоним на мировые рынки нефть, продаем металлопрокат в Китай, даже в этих отраслях, которые являются несомненным нашим конкурентным преимуществом, идет лишь накачка объемов.
Мы строим только нефтепроводы, но с трудом модернизируем нефтеперерабатывающие заводы. Кажется, все сырьевики одержимы получить прибыль здесь и сейчас, а если делать инвестиции, то это когда еще окупится?
О нефтехимии ведутся только разговоры. Все понимают, что это перспективно, что нужно двигаться в этом направлении, поскольку направление это правильное, но опять же все упирается в проекты, в инвестиции. Мы просто плохо себе представляем, как и что нужно делать.
То же самое и в других новых технологиях. Все остается на уровне разговоров. В правительстве стало модным обсуждать кластеры, которые станут для Казахстана чуть не ноевым ковчегом. Кто спорит, замечательно иметь конкурентные перерабатывающие отрасли, которые насытят внутренний рынок высококачественными продуктами и товарами повседневного спроса и, более того, начнут работать на экспорт.
Об этом сегодня приходится только мечтать. Но это упоение проектами, которое мы наблюдаем в правительстве, иногда наталкивает на мысль, что все победы уже позади. Приехали иностранные консультанты, наговорили массу правильных и приятных на слух вещей, вселили в нас оптимизм. На этом пока все. Мы не знаем, сколько стоят такие проекты (прозрачности хоть отбавляй!), мы не уверены, что будет какой-то эффект. Слишком неповоротлив государственный механизм для того, чтобы принимать мобильные решения, слишком коррумпирована власть, еще много чего "слишком" с отрицательным значением. В итоге мы не получаем того, к чему стремимся.
Что самое интересное - государство в целом демонстрирует здравый смысл (о подходе говорить, как вы понимаете, еще рано): действительно, речь нужно вести о конкурентоспособности.
В целом концепция развития республики выстраивается правильно - посмотрите, сколько различных государственных программ приняло правительство только в 2004 году. Но результаты не очень видны. В чем причина? На этот простейший вопрос вряд ли можно дать односложный ответ. Программы не очень продуманы, в них есть существенные, иногда концептуальные изъяны, они практически не имеют "соприкасательных точек" и т.д. и т.п.
Понятно, что мы огромная страна только по необъятным просторам - количество населения и масштабность экономики ультрамалы для того, чтобы в будущем Казахстан смог стать супердержавой. Но если мы сможем в обозримом будущем сделать хотя бы толику того, чем славен Сингапур, столь любимый казахстанским властным Олимпом, то можно будет воздвигать памятники тем людям, внесшими в это свой личный вклад.
…с оглядкой на соседей
Любопытный анализ современной экономики провел один из известных экспертов Джим О'Нил, на основании чего он сделал совершенно сенсационный (потому что довольно неожиданный) вывод о том, что к середине века Россия обгонит по уровню жизни Италию и Германию, а четыре развивающиеся страны - Россия, Китай, Индия и Бразилия - опередят крупнейшие индустриальные государства мира.
Исследователь полагает, что по размеру ВВП Китай может обогнать США к 2040 году, Индия обгонит Японию к 2035 году, а Россия - любую западноевропейскую страну к 2030 году.
Сегодня в это верится с большим трудом, поскольку, например, российская экономика, несмотря на ее рост, пока напоминает неповоротливого медведя. Как и в Казахстане, этот экономический подъем остается сырьевым, и перспективы относительно изменения его структуры довольно туманны.
В Китае ситуация намного лучше, потому что он уже сегодня занимается экспортом новейших технологий, и в структуре ВВП имеется соответствующая строчка.
Так на чем основываются столь лестные прогнозы? Эксперт уверен, что четверка может вырваться вперед благодаря именно развитию производства. Правда, при этом он делает существенную оговорку: прогноз сбудется только в том случае, если страны будут проводить правильную микро- и макроэкономическую политику.
Во-первых, всем нужно работать над повышением производительности труда. Во-вторых, необходима продуманная налоговая политика. В-третьих, архиважно стимулировать иностранные инвестиции. Что интересно, особую роль в будущем скачке г-н О'Нил отводит необходимости поддержания инфляции в этих странах в строго определенном коридоре. Это принципиально, поскольку экономический рост всегда сопровождается повышением цен и, соответственно, имеющей повышательный тренд инфляцией.
Если развивающимся странам удастся избежать экономических кризисов, то к 2050 году расстановка сил среди стран претерпит большие изменения.
Любопытно, что подобный по смыслу доклад подготовили и китайские ученые. Правда, они не стали изучать возможность роста России или Индии - их объемный труд всецело посвящен Поднебесной.
Так вот, они прогнозируют, что Китай станет развитой страной к 2070 году. Именно тогда он сможет обогнать многие развитые страны не только по суммарному объему ВВП, но и такому показателю как ВВП на душу населения - в настоящий момент Китай по производимому богатству на каждого своего гражданина плетется где-то во второй сотне государств.
P.S.
То, что сегодня решается судьба развивающихся государств, ни у кого не вызывает сомнения. Возможно, в историю первая треть нашего века войдет как инновационная эпоха. Инновационная и по технологиям, и по поиску приемлемых государственных стратегий развития. Как бы то ни было, известное: "О времена! О нравы!" можно переложить на современный, более актуальный, лад - "О времена! Где правы?".