О спорт, ты – фильм!

Когда речь заходит о спортсменах-киноактерах, в первую очередь в памяти всплывает Абдрашит АБДРАХМАНОВ – двукратный чемпион СССР, первый из казахстанских боксеров мастер спорта международного класса. Яркая внешность, красивая фигура, застенчивая, совсем не голливудская улыбка…

Мимо такого типажа режиссеры пройти не могли. Как результат, около тридцати ролей в кино. Впервые спорт и кино встретились в его жизни в 1969 году, когда сборная СССР по боксу летела в Америку на первую в истории матчевую встречу с командой США.

– Тогда в самолете мы познакомились со знаменитым режиссером Шакеном Аймановым, – вспоминал в разговоре с корреспондентом “КАРАВАНА” Абдрашит Абдрахманов. – После возвращения из Америки я получил предложение сняться в главной роли в фильме о боксе “Белый квадрат”. Все нюансы – где какие эмоции сыграть – уловил быстро.

Правда, вскоре случилось так, что фильм сыграл против актера.

– В том же году из Казахстана уехал мой тренер Менгерей Хайрутдинов, – продолжал Абдрахманов. – Я же остался в Алма-Ате, не мог бросить родителей, но с боксом решил завязать. А тут спортивный фильм. По сценарию “Белого квадрата” на мальчишку нападают хулиганы, избивают его. Пацана подбирает спившийся тренер и начинает с ним заниматься. Фильм заканчивается тем, что подросток попадает на чемпионат СССР. Последние кадры снимали в 1970 году в Каунасе, где действительно проходило первенство Союза. Я стоял на параде открытия, меня снимала скрытая камера. Кино закончилось, а я решил выступить в чемпионате и выиграл его, хотя уже год на ринг не выходил. После этого, в 1971 году, как чемпион СССР поехал на чемпионат Европы в Мадрид. И надо же было такому случиться, что в тот день по Интервидению показали “Белый квадрат”. Сразу поднялся шум – якобы я профессиональный актер и не имею права выступать на чемпионате Европы среди боксеров-любителей. Справедливости мы добились, но бессонная ночь сказалась, нервы были расшатаны, и я проиграл итальянцу. Так закончилась моя мечта стать чемпионом Европы.

Хотя Абдрашит Абдрахманов много снимался в Казахстане, он имеет звание заслуженного артиста Киргизии:

– Его я получил за роль в фильме “Буранный полустанок” по произведению Чингиза Айтматова. Киргизская группа ехала на съемки в Сарыозек и заглянула на “Казахфильм”. Там меня порекомендовали на пробу. Времени было мало, я должен был ехать на съемки “Ермака”. Меня быстро отсняли и уехали. Возвращаюсь с “Ермака”, а меня уже ждут – утвердили на главную роль в “Буранном полустанке”. Я, кстати, эту книгу Айтматова еще раньше прочитал – жена Люда порекомендовала. Книгу проглотил за ночь, сильное впечатление произвела. Красивый фильм получился.

К сожалению, киргизские кинематографисты не рассчитались с нами за съемки, а пленку с фильмом сдали под залог в “Ленфильм”, где она сгнила в архивах. Потом мы с Еркином Калиевым вложили деньги в восстановление фильма, Республиканский уйгурский центр помог с русским переводом. И тогда “Буранный полустанок” появился наконец в кинотеатрах Казахстана. Это была и моя мечта, и мечта Каукена Кенжетаева, сыгравшего в фильме главного героя Казангапа. Каукену Кенжетаевичу тогда было уже почти 90 лет, и его благодарные слезы на премьере – самая большая награда.

Мог сделать карьеру киноактера и знаменитый казахстанский боксер Серик КОНАКБАЕВ – серебряный призер Олимпиады-1980, двукратный чемпион Европы и вице-чемпион мира. В середине 80-х его пригласили на съемки одного из первых советских боевиков “Тайны мадам Вонг”.

Картину снимали на “Казахфильме” (режиссер Степан Пучинян), а партнерами Конакбаева по съемочной площадке были такие знаменитые киноактеры, как Армен Джигарханян, Ирина Мирошниченко, Александр Абдулов. В фильме, ставшем лидером проката 1986 года, нашему боксеру была отведена роль советского моряка Булата, и он с ней блестяще справился.

По сюжету в Юго-Восточной Азии орудует крупный пиратский синдикат во главе с неуловимой мадам Вонг. В погоне за золотом бандиты не останавливаются ни перед чем – захват заложников, взрывы, убийства. Мадам Вонг оказывается на советском теплоходе “Иван Бунин”, зафрахтованном зарубежной туристической фирмой, который совершает очередной рейс в Индийском океане по маршруту Сидней – Гонконг. Там и разворачивается главное действие фильма.

Спустя два года Конакбаев сыграл в картине “На перевале (Турксиб)” режиссера Серика Жармухамедова. Правда, этот фильм не стал таким популярным, как “Тайны мадам Вонг”. Картина повествует о событиях 1929 года, когда в Казахстане полным ходом идет строительство Турксиба – железнодорожной магистрали, соединяющей Среднюю Азию и Сибирь. Это ставит под угрозу вековой уклад обитателей степи, где все еще орудуют банды басмачей. Вместе с Конакбаевым в этом фильме снимался наш знаменитый актер Асанали Ашимов.

Попробовал себя в кино и наш известный баскетболист Владимир АНДРЕЕВ. Имя чемпиона мира 1967 года и бронзового призера Олимпиады-68, которого знаменитый тренер Александр Яковлевич Гомельский назвал лучшим центровым своего времени, попало в титры фильма “Отцы и деды”.

 Комедия, снятая в 1982 году, рассказывает о семье Луковых, мужчинах трех разных поколений – деде, сыне и внуке, их взаимоотношениях, интересах и привязанностях, а в целом – о взаимопонимании и любви. В фильме снимались Анатолий Папанов, Галина Польских, Валентин Смирнитский и другие.

– На съемки меня пригласил режиссер Юрий Егоров, – рассказывал “КАРАВАНУ” Владимир Андреев. – Я играл человека, совершающего по утрам пробежку, когда герой Анатолия Папанова идет на завод. Еще у меня была роль в фильме Элема Климова “Спорт, спорт, спорт”. Элем Германович хотел сделать многосерийную картину, но худсовет запретил снимать о спорте такой большой фильм. Пришлось урезать его до одной серии, хотя материала было очень много. Тем не менее картина даже в таком варианте победила на конкурсе в Италии. Интересно, что история героя, которого я играю, больше похожа на историю моего друга, другого известного баскетболиста Алжана Жармухамедова. Главного героя даже звали Толей (Жар по-русски называл себя не Алжаном, а Анатолием).

Во все времена одними из самых популярных в среде болельщиков спортсменами были футболисты. Однажды кинорежиссер Шакен Айманов решил снять в своей картине целую футбольную команду – алма-атинский “Кайрат”.

По задумке Айманова главный герой киноленты “Ангел в тюбетейке”, учитель географии по имени Тайлак, приходит на стадион, чтобы поболеть за любимый “Кайрат”.

– Шакен Айманов не любил снимать в павильонах, – вспоминал в интервью “КАРАВАНУ” звезда “Кайрата” 60-х Тимур СЕГИЗБАЕВ. – Он предпочитал максимально естественные съемки. На Центральный стадион Алма-Аты завезли дорогую аппаратуру, и мы по команде режиссера бегали по полю целый день, чтобы снять для фильма эпизод. Айманов говорил: “Я выжму из вас все соки!”.

Действительно, эпизод, вошедший в картину, был совсем коротким. Но для того, чтобы его снять, футболисты провели на стадионе 12 часов, покинув арену только поздно вечером.

Вполне вероятно, что вскоре в перечне спортсменов-киноактеров появится новое имя. 17-летняя Сабина АЛТЫНБЕКОВА уже прошла по красной дорожке X кинофестиваля “Евразия”, а в ходе церемонии открытия вручила российскому режиссеру Сергею Соловьеву награду за вклад в киноискусство Казахстана.

Еще несколько месяцев назад волейболистка молодежной сборной страны была известна только узкому кругу специалистов. Жизнь Сабины круто изменилась после поездки в Китайский Тайбэй на чемпионат Азии среди девушек до 19 лет. Ее внешность пленила местную публику. В Юго-Восточной Азии очень популярно аниме, а Алтынбекова оказалась очень похожа на их героинь. Весть о Сабине волной захлестнула весь регион. Молодежь стала активно подписываться на нее в соцсетях. В результате по популярности волейболистка обошла многих звезд казахстанского шоу-бизнеса.

Сегодня жизнь юной спортсменки – это не только тренировки в составе “Алматиночки”, но и бесконечные знаки внимания, участие в различных мероприятиях. Алтынбековой прочат большое будущее в модельном бизнесе, рекламе и кинематографе. Как скажется весь этот ажиотаж на спортивной карьере Сабины, справится ли молодая девушка с этим давлением, покажет время.