Причем, держится на сплошном энтузиазме.
Чего не скажешь о сугубо мужском виде спорта - боксе, который, столкнувшись с материальными трудностями, получил сильнейший нокаут. Из-за плохого финансирования и неумелого руководства карагандинская школа бокса - всеказахстанская кузница олимпийских кадров, рискует лишиться перспективных спортсменов.
Гол!.. Как сокол
Женский футбол входит в программу Олимпийских игр с 1996 года. Не говоря уже о чемпионатах мира. От мужского футбола женский отличается лишь скоростными и силовыми параметрами: по физиологическим данным юноши двигаются быстрее девушек, толкаются сильнее и бьют мощнее.
А так: те же правила, тот же мяч. Кстати, в Казахстане нет разделения между обычным соккером и мини-футболом, слишком мало для этого команд. Поэтому в зимний период женщины играют в мини-футбол, а весной, летом и осенью участвуют в чемпионате "большого" футбола.
Кроме карагандинской на чемпионатах выступают две команды из Алматы, Шымкента, Астаны, Кокшетау. В прошлом году на молодежном турнире впервые принимал участие Уральск, в начале сезона заявил о себе Петропавловск.
Таким образом, женский футбол получает все большую популярность. Карагандинская же команда за те пять лет, что существует, неоднократно становилась серебряным призером Казахстана.
- Мы в тройке постоянных лидеров, - говорит старший тренер женской футбольной команды "Шахтер-КарГУ" Александра Рудикова. - Причем всегда ведем борьбу за 1-2-е место с алматинской командой "Алмыты-Казахстан-Темиржолы". Соперничаем с ними наравне, хотя они профессионалы, а мы считаемся любителями.
Преимущество же профессиональных игроков, по мнению Александры Рудиковой, в настоящий момент заключается в оплате: профи получают за свою игру деньги, и соответственно, требования у них другие. В зависимости от статуса игрока алматинки зарабатывают от 300 до 500 долларов в месяц. Для карагандинок это большие деньги, особенно если учитывать, что играют они на голом энтузиазме.
- У меня в команде есть девчонки, которых родители заставляют бросить учебу, чтобы шли работать, - говорит тренер. - Разве это добавляет игрового азарта?
Оно и понятно, футбол, скорее спорт политический. Как говорится, не только ради здоровья и денег, но и для престижа страны. К сожалению, карагандинский клуб "Шахтер", публикации о котором не сходят с газетных полос местных изданий, не спешит радовать сногсшибательными результатами. А женский футбол, существующий у нас наравне с мужским, до сих пор скромно остается в тени.
Хотя, по мнению Александры Рудиковой, у футболисток Караганды перспективы значительно больше.
- Мы пытаемся доказать, что на данном этапе женский футбол для Карагандинской области гораздо перспективнее мужского, - говорит тренер.
- Потому что мы быстрее завоевали право участия в Еврокубках. Если у "Шахтера" это пока только в планах, то мы уже реально вышли на Европу, и, если все сложится благополучно, в апреле станет известно, в какой стране будет играть наша женская футбольная команда. У нас есть девушки, которые выступают за молодежную сборную Казахстана, в прошлом году они впервые выезжали на отборочные игры в Израиль. Одну из них, Оксану Саратовцеву, присмотрели тренеры-селекционеры из России с тем, чтобы переманить к себе. Алматы так вообще спит и видит, как бы забрать к себе некоторых наших девчонок. Например, Ольгу Кульченкову и Сауле Карибаеву, которые играют за национальную сборную Казахстана. Но пока Саратовцева и Карибаева учатся в спортинтернате, Кульченкова - в КарГУ, уезжать они не собираются.
В полном нокауте
Карагандинский бокс в Казахстане имеет давние традиции. Стиль ведения боя "по-карагандински" всегда отличали отточенная техника, изящность движений и могучий удар. В Караганде всегда была сильная боксерская школа. В свое время бокс в городе шахтеров переживал некоторый спад, но в 1998 году, когда на казахстанском боксерском небосклоне появились перспективные боксеры Головкин, Елеуов и Сторожук, тяжелые времена были забыты.
Эти спортсмены уверенно продолжили карагандинские традиции бокса, которые зародились благодаря выступлениям на большом ринге Нурлана Калыбаева, Аркадия Топаева, Олега Толкова, Бахтая Сопеева, Бахытжана Аманбаева и других известных карагандинских боксеров.
Однако сейчас, спустя семь лет, по мнению тренеров карагандинской школы бокса, опять наступают тяжелые времена.
Жалобу на некомпетентные действия директора детской спортивной школы олимпийского резерва получили в конце прошлой недели председатель Комитета по делам спорта Министерства культуры, информации и спорта РК Даулет Турлыханов, председатель областного департамента физической культуры и спорта Сергей Тымченко, а так же аким Карагандинской области Камалтин Мухамежданов.
- Начнем с того, что директор ДСШОР Шахмурат Шиделбай не спортсмен и не тренер, - говорит заслуженный тренер РК Владимир Маслин. - Откуда ему знать, что нужно спортсменам? Он губит то, что в Караганде создавалось годами. Бокс - это же ведущий вид спорта. Наша область дала стране двух призеров Олимпийских игр. К Пекину мы планируем воспитать олимпийского чемпиона, а может, и не одного. Но с таким отношением к делу, как у нашего директора, вся работа пойдет насмарку. Всего год он у руля, а из школы уже разбежались все самородки. Скоро будет не с кем работать. Головкина забрала Астана, вслед за ним в столицу перебрался очень перспективный парень Елдос Сайдалин. Выполнивший в 15 лет норматив мастера спорта, Аиб Адамов выступает за Петропавловск, его старший брат Мухаммед - за Чечню, Дулат Боранкулов, могущий соперничать с Сериком Елеуовым, теперь в Атырау. Обидно своих воспитанников кому-то дарить.
Но еще обиднее, что эти потери ничему не учат Шилдебая, он словно посторонний, не болеет за нас душой. Даже к оставшимся крохам нет никакого внимания, нет условий для роста их спортивного мастерства. Наш зал в спорткомбинате имени Н. Абдирова - стыд. В кузнице казахстанских чемпионов такая срамота: краска кусками от стен отваливается. Груши мы сами, как можем, зашиваем, нет элементарного инвентаря. Кругом сейчас современные спортивные комплексы строят, а в Караганде боксеры стали никому не нужны. Результаты давай, а условий никаких. Я уже не говорю о том, что тренеры третий месяц сидят без зарплаты. Попробуйте объяснить растущим пацанам, что им на питание в сутки выделили всего 460 тенге. У них же глаза есть, видят, с какими пайками алматинцы, шымкентцы на соревнования приезжают. По вине руководителя школы не соблюдается календарный план соревнований. Куда нужно мы не ездим, зато в Жанаарке, Жезказгане, Чилике или Каскелене - частые гости. Чему мы там научимся?
Вместо того, чтобы взять руководство в свои руки, пробивать средства, господин Шилдебай заставляет нас искать спонсоров. В прошлом году из денег, выделенных юношеской команде на поездку в Семипалатинск, по просьбе директора пришлось отдать часть на празднование Наурыза.
А с чемпионом Азии Ермеком Сериковым, кстати, самым молодым победителем турнира, вообще позор вышел. На поездку в Ханой, где проводилось первенство континента, у школы денег не нашлось, хорошо, что отец спортсмена - бизнесмен. Уже после поездки ему со скандалом вернули деньги. Но не у всех же такие родители.
Кстати, пятнадцатилетний шахтинец Ермек, кроме того, в прошлом году положил в свою копилку золотые медали с четырех наиболее престижных, проводящихся в Казахстане соревнований, в том числе и одного международного. И на всех этих соревнованиях парню приходилось сражаться со спортсменами на год-два старше его. А это уже говорит о его способностях. Ермек, кроме престижных наград с соревнований, в родной вотчине так и не был ничем отмечен.
Наверное, обидно и Серику Сапееву, ставшему чемпионом мира среди военнослужащих в весе 60 килограммов. Его в области никак не премировали за эту победу.
А ведь именно на этих боксеров тренеры рассчитывают в Пекине.
Мнение Владимира Маслина разделяют заслуженные тренеры РК по боксу Канат Галимтаев, Жуматай Сайкумбаев, мастера спорта СССР Вячеслав Титовский и многие другие. Всего 22 подписи.
Чтобы основательно разобраться со всеми претензиями тренеров к директору школы бокса, аким области распорядился создать специальную комиссию.