О рожках да ножках

– Каким потенциалом в производстве животноводческой продукции мы обладаем и как он используется?

– Казахстан во времена СССР экспортировал более 100 тысяч тонн говядины. При невысокой плотности населения мы располагаем большой территорией пастбищ. Резерв пастбищных угодий составляет более 180 миллионов гектаров – это огромный потенциал. У нас имеются экологически чистые пастбища, что значительно повышает качество мяса. Эти факторы делают его конкурентоспособным на мировом рынке. Рядом два крупнейших рынка сбыта – Россия и Китай. Россияне ежегодно импортируют 1,8 миллиона тонн мяса, 800 тысяч из них – говядина. В казахстанском мясе заинтересованы Саудовская Аравия, Япония, Франция, Великобритания, Иран. Теоретически шансы у нашей страны есть, но животноводство – отрасль трудоемкая и требует не только долгосрочных вложений, но и грамотной политики. Пока же мы вынуждены закупать мясную продукцию за рубежом.

– Как оцениваете уровень переработки вторичного животноводческого сырья?

– Эта важнейшая отрасль животноводства сегодня фактически отсутствует. Упор делается на получение основного товарного продукта – мяса. Сопутствующие же продукты переработки – шкура, кости, шерсть – продаются за бесценок или выбрасываются. Из страны вывозится ценное животноводческое сырье, которое возвращается к нам в виде готовых товаров с набавленной в десятки раз стоимостью. Так, шкуры везут в Турцию, а оттуда – кожаные куртки, сумки и обувь, дубленки. Практически прекратилась переработка крови, жира, кости, рого-копытного и кишечного сырья. Отсутствует производство медицинских препаратов. В советские же времена перерабатывали всю животноводческую продукцию. К примеру, получали копытное масло, которое использовалось в ракетной промышленности. Франция закупала эпифиз – трубку кости, которая используется для очистки металлов, Япония – желчный камень. Сегодня от всего этого остались лишь воспоминания.

– Но тогда вторичное животноводческое сырье сдавалось централизованно, а сегодня 80 процентов скота находится в личных подворьях…

– Значит, необходимо материально заинтересовать сельчан в сборе и сдаче в пункты приема вторичного животноводческого сырья, а также предусмотреть принцип комплексной переработки при проектировании и строительстве перерабатывающих предприятий.

– А есть ли специалисты в перерабатывающей отрасли животноводства?

– Как и в любой отрасли сельского хозяйства, сегодня мы наблюдаем дефицит кадров. Во-первых, подготовка по техническим специальностям дорогостоящая и из-за относительно низкой заработной платы молодых специалистов не пользуется успехом у абитуриентов. Во-вторых, отсутствует системная политика государства. Оно ежегодно выпускает сотни специалистов пищевой отрасли, но гарантированными рабочими местами не обеспечивает. Учебная база вузов и колледжей не отражает действительного уровня современного производства. Практически отсутствует отраслевая начальная профессиональная подготовка (лицеи, профессионально-технические училища). Другой момент – большинство студентов выбирают специализации “Технология общественного питания”, “Технология бродильных производств”, то есть ориентируются на предприятия малого бизнеса. Как результат, в Казахстане, например, не осталось ни одной кафедры по технологии молока, десятилетиями формировавшиеся научные и учебные центры – на грани ликвидации!

Гульнара ТУРСУНОВА