О низменных качествах

В спиче мажилисмена Онербая, являющемся депутатским запросом на имя министра культуры и нашедшем отражение не только на лентах новостных агентств, но и в телеэфирах, не хватает одной фразы. Какой именно? Ну, например: “Я ПОСМОТРЕЛ фильмы такие-то и такие-то и хочу сказать следующее…” Наверное, депутат Онербай действительно смотрел все фильмы, на которые обрушился с критикой. Но тогда слегка непонятна природа некоторых претензий.

“В фильме “Тюльпан” представители национального типажа показаны как типажи, которые несут в себе низменные качества”, – говорит Нурлан Онербай. Возникает вопрос: абсолютно все персонажи в любой казахстанской картине должны быть идеалами без каких-либо недостатков? И какие именно низменные качества у героев “Тюльпана”? То, что они живут в степи и, ни на что не жалуясь, честно работают? Или то, что главный герой хочет жить на родной земле?

“Особенно возмутителен фильм “Кайрат-чемпион...”, где культивируются гомосексуальные связи”, – продолжает депутат Онербай. И опять непонятно. Потому что, если уж переходить на казенно-чиновничий язык, в этом фильме идет активная борьба с гомосексуальными связями и пропаганда гетеросексуальной любви, которая в итоге побеждает!

Кстати, режиссер “Кайрата…” Денис Куклин уже договорился с кинотеатрами о том, что, если к ним придет Нурлан Онербай и покажет депутатскую корочку, его пустят на сеанс бесплатно – дабы он убедился, что никакого “культивирования” гомосексуализма в фильме нет.

“Фильм “Келин”… не такого уровня, чтобы претендовать на “Оскар” от имени казахстанского кино, потому что там есть моменты, которые показывают человека с позиции низменных выражений человеческой натуры”, – возмущен депутат Онербай. “Не такого уровня”… А это чье экспертное заключение? “Келин” для “Оскара” отобрала казахстанская оскаровская комиссия, куда входят режиссеры, киноведы и т.д., в общем, профессионалы в кинематографе. Они посчитали, что картина нужного уровня. А депутат Онербай – нет. Мы его, конечно, знаем как известного певца и исполнителя, но невольно напрашивается еще один вопрос: а какое отношение он имеет к кино?

К тому же все три фильма, упомянутые в негативном смысле депутатом Онербаем, оказались успешными, а два из них (“Тюльпан” и “Кайрат…”) сняты не на государственные, а на частные деньги. “Тюльпан” получил десятки наград на различных кинофестивалях (в том числе в Каннах). Счастливая фестивальная судьба и у “Келин”. “Кайрат-чемпион....”, который в отличие от своих собратьев по депутатской критике относится к коммерческому кино, собирает полные залы в кинотеатрах, чего с казахстанскими картинами давненько не случалось. У победы, как известно, много отцов, но врагов еще больше.

Дмитрий МОСТОВОЙ