Казахстанский почерк
Их картины и гобелены из войлока озадачивали и восхищали иностранную публику на многих международных выставках. Заморские специалисты, привыкшие каждый стиль определять по стране-производителю, никак не могли разобраться – Китай это, Европа или Африка? И только спустя время в среду корифеев художественного войлока прочно вошло понятие “казахстанский почерк”.
– В Англии, Америке и Японии очень развито искусство художественного войлока, – говорит Бейсбеков. – Там ставка делается на модернизм и технологии. Мы же основываемся на народных традициях, включаем фольклорные сюжеты, эпический символизм. И что характерно, это становится понятно даже самому неискушенному зрителю, будь он из Казахстана или Западной Европы.
Американцы, чьи технологии производства войлока признаны ведущими в мире, считают, что западным художникам не хватает самобытности и национальных традиций, свойственных казахстанским произведениям из войлока. Не случайно в активе семьи Бейсбековых – десятки призовых мест международных конкурсов, персональные выставки в Турции и России, приглашения в Японию, Англию, США.
О семейных корнях
– Мой отец был железнодорожником, всегда очень ценил профессионализм и мастерство в работе, – продолжает Болатбек Бектасович. – Также он считал, что человек должен быть художником в широком смысле этого слова – натурой творческой, ищущей. Отец всегда рисовал портреты гостей, которые бывали в нашем доме. И сопровождал их собственными стихами-посвящениями.
С этих портретов и началось приобщение маленького Болатбека к миру кисти и красок. А толчком послужила… болезнь:
– Лет в 7–8 я сильно простудился, сидел дома. Отец дал свой рисунок и велел его перерисовывать. Вначале ничего не получалось, но именно поэтому меня взял азарт. А когда стало получаться, то рисование меня так увлекло, что я стал сам придумывать сюжеты.
И это оказалось делом на всю жизнь. А потом пришло увлечение войлоком, работа с кожей, резьба по дереву и многое другое:
– Может быть, сказались гены деда Бейсбека. Он был ремесленником, умельцем на все руки. На все праздники, свадьбы, тои ему шли заказы – от праздничной юрты до украшений невесты и аксессуаров жениха.
Еще Болатбек Бектасович уверен, что в каждой казахской семье кто-нибудь из предков обязательно был умельцем, художником, ремесленником. Может, стоит однажды взяться за кисть или иглу, и гены предков-умельцев обязательно пробудятся! И такое хобби, убеждены супруги Бейсбековы, окажется куда азартней, чем модные ныне бильярд или боулинг.
Фартовый негр
К материальной стороне вопроса в семье Болатбека и Куляш подход одновременно и философский, и очень практичный.
– Отец наставлял – не гонись за деньгами, не гонись за высоким креслом, должностью, – вспоминает глава семьи. – Но будь профессионалом. От тех, кто работает, бедность убегает, а удача всегда стучится в дверь! Мы в этом не раз убеждались.
Еще в начале тревожных 90-х Болатбек и Куляш открыли небольшую лавку в городе Арыси, у железнодорожного вокзала. Торговали сувенирами своей работы. Никто не верил, что этот товар будет пользоваться спросом. Но как-то в лавку зашел… негр и начал разговор по-английски! Это был американец, он ехал на поезде с группой туристов в Туркестан.
– Купив один сувенир, он быстро убежал, – улыбаются супруги. – А через минуту в лавку ввалилась вся группа из Америки, человек 20. Все скупили! Оказывается, путешествуя по Казахстану, они нигде не могли найти изделий народных мастеров. После этого к нам зачастила вся округа – пошел слух, что товар у нас не просто сувенирный, но еще и удачу приносит!
Стиль а-ля дефицит
С улыбкой в семье Бейсбековых вспоминают, как в начале 90-х, практически от бедности, они создали новый стиль художественного войлока:
– На Западе, в Америке и Европе, войлок изготовляется методом холодного волочения с мылом. У казахов принят традиционный метод волочения с помощью кипятка. Войлок получается грубее. Европейский способ обработки дает более нежный материал, и ценится он очень дорого. Когда мы начали ткать гобелены из войлока, у нас было очень мало импортного сырья. Решили сделать основу из нашего грубого войлока. Надеялись, что в процессе работы нежная импортная шерсть перекроет грубоватую основу. Но неожиданно получилось, что основа проявилась и дала своеобразный оригинальный узор на рисунок. Уже в 2000 годах на международной выставке иностранцы долго не могли понять, какую технику мы использовали. Советовали взять патент на эту технологию. А мы постеснялись сказать, что “новая технология” у нас появилась от нехватки материала.
Что главное для учителя
Издревле умельцы и мастера передавали свои знания только по наследству, от отца к сыну, и эти ноу-хау были залогом благополучия семейного дела. Но в семье Бейсбековых не держат в тайне секретов своего мастерства.
– Всегда с благодарностью вспоминаю своего школьного учителя рисования – он заложил в нас основы, которые помогли стать настоящими художниками, – вспоминает Болатбек Бектасович. – Уже окончив институт, я встретился с одноклассниками, тоже ставшими художниками. Мы смотрели свои школьные работы, и вдруг кто-то сказал – а ведь наш учитель был слабоват как художник! Я с этим категорически не согласен.
Сейчас, когда сам набираю учеников, учу их живописи, работе с войлоком и многому другому, моя задача и мечта – чтобы они превзошли меня. Это главное для учителя.
Удача придет
Вообще удача обязательно придет к мастеру, уверены в семье художников.
– Однажды мы получили неожиданный заказ: сделать национальный афганский головной убор – шапочку-афганку, – рассказывает Болатбек Бектасович. – Причем заказал ее нам наш земляк, шымкентец, казах. Перерыли горы литературы, просмотрели сотни страниц Интернета. Кое-какие общие описания достали, но это были только приблизительные наметки. И надо же такому случиться, что в эти дни к нам в гости пришел художник из Афганистана! Мы его раньше не знали, он просто слышал о нас, а когда приехал в Шымкент, зашел познакомиться! А главное – он был в шапочке-афганке! Конечно, теперь мы такой головной убор можем сделать, как говорится, с закрытыми глазами!
Счастливые люди
– Я никогда не настаивал, чтобы мои дети выбрали путь художников, – говорит Болатбек Бейсбеков. – Одна дочь стала юристом, другая – медиком. Но моей радости не было предела, когда однажды на пороге появился мой сын и сказал: папа, я хочу учиться твоему делу! И сейчас в нашей семейной династии художников еще и три младшие дочери, сноха и племянник. Мой брат в шутку говорит – это заразно.
А в Казани на выставке Болатбек и Куляш познакомились с известнейшим российским мастером по войлоку, по профессии он инженер. Но достиг такого мастерства, что сейчас ему в Казани создают мастерскую на бюджетные средства и ждут, когда он уйдет на пенсию, чтобы мог себя полностью посвятить работе с войлоком. Он тоже ждет пенсии – говорит, что будет абсолютно счастлив, так как сможет заниматься только любимым делом.
И неожиданно Болатбек и Куляш поняли, что они счастливые люди. Ведь они занимаются любимым делом, не дожидаясь пенсионного возраста.
Данил Шемратов, фото автора и из архива семьи Бейсбековых, Шымкент